Рецензия на американскую кинодраму "Август" ("Август: Графство Осейдж")

Семейный крах наступит в "Августе"

Американская глубинка в обожженных прериях, где со времен приезда колонистов изменилось немногое. Писатель Беверли Уэстон таинственно пропадает, и вся многочисленная семья собирается в старом доме, чтобы поддержать его жену, больную раком Вайолет. Слова утешения сменяются обидами, а старые тайны превращают некогда мирный семейный круг в ад.

Драматург Трейси Леттс увидел свою пьесу "Август: Графство Осейдж" на сцене Бродвея в 2007 году, а уже в следующем получил за нее престижнейшую Пулитцеровскую премию. Его успех решил повторить режиссер Джон Уэллс, который привлек к экранизации гениального произведения, несомненно, будущего классики американской литературы, целый сонм великих актеров.

"Все счастливые семьи — счастливы одинаково, каждая несчастная семья — несчастна по-своему". Картина практически никого не оставит равнодушным — проблемы внутренних взаимоотношений и конфликтов в семье знакомы всем. Чему быть верным — долгу перед родителями или собственным интересам? Как поддерживать отношения с родными, если на их фоне выглядишь полным неудачником? Как выдержать стервозность некогда обожаемой жены? Что предпочесть — мнение семьи или любовь? Как смириться с тем, что смерть уже не за горами, а молодость и красота остались в прошлом? Эти и множество других вопросов Леттс, а вслед за ним и Уэллс, поднимают во всей своей неприглядной наготе.

Читайте также: "Я, Франкенштейн" не дотянул до триллера

Говорливая и авторитарная толстушка тетя Мэтти Фэй (Марго Мартиндейл) тиранит своего муженька-подкаблучника Чарльза (Крис Купер), любителя пива и телевизора, который под безразличным видом прячет по-настоящему доброе сердце. Находящиеся на грани развода Барбара (Джулия Робертс) и Билл (Эван МакГрегор) стараются сохранить семью ради дочери, бунтующего подростка Джин (Эбигейл Бреслин). Рыжеволосая, изо всех сил молодящаяся в вечных поисках мужа 40-летняя Карен (Джульетт Льюис) возлагает все свои надежды на плейбоя Стива (Дермот Малруни), а тихоня Айви (Джулианна Николсон) и малыш Чарльз (Бенедикт Камбербэтч) посвящают свою жизнь угождению родителям. Все они в какой-то мере становятся рабами родственных уз, но царит здесь истинный патриарх клана, "железная леди" Вайолет, которая точно знает, что именно нужно каждому из отпрысков ее дома.

Фильм поднимает актуальные для XXI века вопросы о семейных ценностях и долге, которым противопоставляется выбор собственного пути. Именно эти два различных моральных принципа и сталкивают главных героев лбами, разнося в клочья старые привязанности. Традиционно пуританское общество, выросшее на религиозности и трудолюбии, начинает уставать от своих традиций: прерия, ради которой колонисты проливали кровь и пот, не нужна нашим современникам. "Неужели когда-то наши предки увидели это выжженное ничто и сказали: "Эй, давай поселимся здесь!"?", — с отвращением говорит Барбара, изнемогая от зноя. Нет, сама Барбара — не такая дура, чтобы погибать в захолустье, она и подумать не может, чтобы вернуться сюда из цветущей Флориды. Рыжая Карен тоже не готова отказываться от красивой жизни и роскошного кабриолета, и даже тихая Айви мечтает о побеге. А вот Вайолет, плоть от плоти этой сухой и суровой земли, напротив, как будто нарочно заставляет своих дочерей погружаться в прошлое: 40-градусную жару без кондиционеров, колониальную стряпню кухарки-индеанки, которой хозяйка не забывает напомнить, кто именно завоевал этот край, забитый древней рухлядью дом...

Роль Вайолет стала очередным шедевром от обладательницы трех "Оскаров" Мерил Стрип, чьей основной партнершей и оппонентом стала не менее титулованная Джулия Робертс. Известно, что Робертс, получив эту роль, пришла в полный восторг, и можно сказать, что выбор режиссера полностью оправдался — одна только сцена драки двух львиц Голливуда надолго останется в вашей памяти.

Читайте также: "47 ронинов": Жестокая сказка о верности

Вообще, этот фильм можно назвать "красной дорожкой" талантливых актрис, поскольку именно они становятся центром страстей "Августа". Известная по сериалам "Подпольная империя", "Закон и порядок" и "Скорая помощь" Джулианна Николсон составила достойную конкуренцию своим именитым коллегам, а энергия, с которой сыграла свою роль королева второго плана Марго Мартиндейл ("Часы", "Я люблю тебя", "Малышка на миллион, "Декстер") приближается к харизме самой Мерил. Сложно не отметить также кумира женских сердец Бенедикта Камбербэтча, который на сей раз явился в кадре в весьма не привычном для поклонников амплуа, да и Эвана Макгрегора нелегко узнать в нервном интеллигенте, изменяющем жене с молоденькими девицами.

И все же, несмотря на грустный финал пьесы, Джон Уэллсу удалось наполнить свою картину юмором и любовью к главным героям. Это не та любовь, при которой "они жили долго и счастливо", но та, с которой мы сталкиваемся каждый день, может быть почти незаметная, но от этого не менее ценная.

Читайте самое интересное в рубрике "Культура"

Автор Елизавета Клушина
Елизавета Клушина — журналист, редактор, работала выпускающим редактором в Правде.Ру *
Куратор Дарья Митина
Дарья Митина — историк, государственный деятель, внештатный корреспондент и ведущая эфиров Правды.Ру *
Обсудить