Нуар – темная сторона кино

В Санкт-Петербурге пройдет фестиваль "Film Noir. Другая сторона Голливуда". Первые фильмы в этом жанре появились в США в начале Второй мировой. Это был другой Голливуд: черно-белый фильм нуар, стильный и циничный, стал полной противоположностью слащавым голливудским мюзиклам и комедиям. Брутальные истории с роковым финалом пришлись ко времени…

Первые фильмы в этом стиле появились в США в самом начале Второй мировой войны. Но как кинематографический жанр нуар сформировался уже после Второй мировой. Он родился не на пустом месте, наследовав темы, сюжеты и персонажей из "черных детективов", выходивших огромными тиражами еще в довоенное время, а также гангстерских фильмов 1930-х годов. Однако в нуаре появился еще один герой — стиль.

Многие визуальные приемы и мотивы привнесли европейские экспрессионисты, режиссеры и операторы, бежавшие в 1930-е годы от нацизма из Австрии и Германии в Америку.

Фильмы, создаваемые в новом стиле, быстро завоевали признание и к середине 1940-х годов стали очень популярны. Жесткие, интригующие истории брутальных мужчин с мрачным прошлым и ослепительно красивых роковых женщин, несущих смерть, пришлись по вкусу публике.

Фоном для стремительно разворачивающихся страстей служат уединенный дом, казино, сомнительного вида отели и рестораны. Отношения между главными героями раскручиваются, словно туго сжатая пружина. Рискованная игра приводит к гибельной развязке, а в финале звучат не победные фанфары, а полицейская сирена или звуки выстрелов.

Стиль нуар — это еще контрастное освещение, необычное построение кадра, неожиданные ракурсы, резкие монтажные соединения. Многих он завораживает и по сей день.

В советские времена было принято говорить, что черно-белый фильм нуар, изысканный, циничный и стильный, точно отражает "мучительные метания и разочарованность людей послевоенного времени", а также напряженную атмосферу нестабильности в обществе, став полной противоположностью оптимистичным голливудским мюзиклам и комедиям. Да, это действительно был другой Голливуд.

Читайте также: Британские меломаны предпочитают винил

Специально для фестиваля в Россию привезут оригинальные 35-миллиметровые пленки с шедеврами американского нуара. Фестиваль пройдет в петербургском киноцентре "Родина".

Фото: AP

Петербургские зрители услышат голоса Мэрилин Монро, Риты Хейворт, Фэй Данауэй, Хамфри Богарта, Кирка Дугласа и Джека Николсона: все фильмы будут демонстрироваться на английском языке с русскими субтитрами.

По информации Arthouse.ru, фестиваль откроется 17 февраля фильмом "Бульвар Сансет", ироничной историей о Голливуде и звездах немого кино, снятую Билли Уайлдером, автором знаменитой комедии "В джазе только девушки". В программе фестиваля самый первый film noir — "Мальтийский сокол" 1941 года, "Асфальтовые джунгли" (1950) — одна из первых ролей Мэрилин Монро в большом кино, "Убийство" (1956) Стэнли Кубрика, "Китайский квартал" (1974) Романа Полански и многие другие.

Время проведения фестиваля многозначительно совпадает с датой смерти американской актрисы Энн Севедж, которая прославилась ролями роковых женщин в кинофильмах 1940-х годов (она скончалась на 88-м году жизни). Известность ей принесла картина "Объездная дорога" (1945), которая стала классикой жанра "нуар". В нем Севедж сыграла роль женщины, которая шантажирует случайного попутчика.

Нуар, пожалуй, чисто американский жанр, но кино интернационально. Американцы поделились с Европой вестерном, и точно так же в нашем кино можно найти фильмы, близкие к нуару. Например, фильм 1959 года "Белые ночи" режиссера Ивана Пырьева, снятый по роману Достоевского. Или фильм "Господин оформитель", снятый в 1989 году по сценарию Юрия Арабова, написанному по роману Александра Грина.

Читайте самое интересное в рубрике "Культура"

Автор Юрий Енцов
Юрий Енцов — журналист, внештатный автор Правды.Ру *
Куратор Дарья Митина
Дарья Митина — историк, государственный деятель, внештатный корреспондент и ведущая эфиров Правды.Ру *