Галина Вишневская 14 лет спустя

Ещё в советские времена Галина Павловна показала себя великолепной драматической актрисой, сыграв и спев в фильме-опере «Катерина Измайлова». После своего возращения в Россию, «простившая всех» Вишневская решила попробовать себя как чисто драматическая актриса.

В 1993 году она снялась в довольно самобытной картине «Провинциальный бенефис» по мотивам пьес Александра Островского. Особого энтузиазма лента у критики не вызвала, поскольку представляла собой большую кинооткрытку, изображавшую Вишневскую на фоне красивых волжских пейзажей.

Гораздо интереснее стало появление тогда же оперной примадонны на сцене МХТ имени Чехова в довольно слабенькой пьесе Елены Греминой «За зеркалом». Весь столичный, да и не только столичный, бомонд счёл необходимым посетить спектакли, где Вишневская блистательно играла Екатерину Великую. Причём играла так, что банальности и благоглупости пьесы о флирте императрицы с очередным фаворитом просто не замечались.

И вот спустя четырнадцать лет Вишневская вновь выступает в главной драматической роли, да ещё и у такого сложного и спорного мастера как Сокуров. По единодушному мнению европейской прессы, один этот факт делает «Александру», вне зависимости от перспективы наград, важнейшим событием шестидесятого Каннского фестиваля. И, как ни печально это отмечать, недавняя кончина Мстислава Ростроповича эту важность только усилила.

Неподдельный интерес вызывает и тема сокуровского фильма. В последнее десятилетие Сокуров снимал картины о крупнейших исторических деятелях ХХ века – Гитлере, Ленине, императоре Хирохито. Поразил всех и уникальный проект к 300-летию Санкт-Петербурга – «Русский ковчег».

В «Александре» же зрителю обещают историю пожилой русской женщины, которая в Чечне ищет своего внука-офицера. И Сокуров, и Вишневская в многочисленных интервью довольно подробно рассказывали о труднейших съёмках ленты, но даже представить на словах итог их совместного творчества невозможно, что и интригует каннскую публику.

Не меньший интерес на Каннском фестивале вызывает и второй фильм Андрея Звягинцева «Изгнание». После сенсационной победы дебюта режиссёра «Возвращение» на Венецианском фестивале прошло почти четыре года. Вот уже два года новый метафизический опус Звягинцева, который поначалу назывался «Запах камня», прогнозировался то на Каннский, то на Венецианский фестиваль.

Но Звягинцев не спешил с завершением «Изгнания», тщательно отделывая каждый фрагмент. По мнению видавшей картину известной арт-хаусной деятельницы Раисы Фоминой, по красоте кадра новая работа Звягинцева напомнила ей лучшие работы Бергмана и Тарковского. Возможно, именно следование и развитие великой метафизической традиции двух величайших гениев послевоенного кино и даёт «Изгнанию» реальные шансы на победу.

Хотя всё будет решать жюри, которое в этом году возглавил Стивен Фрирс, чья экранизация «Опасных связей» с бесподобными Джоном Малковичем и Глен Глоуз в главных ролях признана эталонной.

В программе юбилейного Каннского фестиваля немало новых лент классиков мирового кино – Вуди Алена, Эмира Кустурицы, Квентина Тарантино – последний представляет фантастический триллер «Доказательство смерти». Но творчество этих режиссёров последних лет не даёт пока оснований даже предположить, что они предложат нечто новое и оригинальное.

Вуди Аллен вот уже лет двадцать представляет «дурную бесконечность» самоповторов и теряет самоиронию от фильма к фильму. Прогрессирующий алкоголизм Кустурицы явно сказывается на осмысленности содержания его творчества. Что касается Квентина Тарантино, то он, похоже, так и останется «гением одного фильма» - пресловутого «Криминального чтива», пересматривая которое сегодня так и хочется вопросить «А был ли мальчик?»

Как бы то ни было, Каннский фестиваль вновь покажет себя самым фешенебельным праздником кино, куда, кстати, могли попасть и простые смертные. Естественно, не задарма. 15550 евро – столько стоила в России «виповская» путёвка на Каннский кинофестиваль с посещением церемоний открытия и закрытия, самых престижных вечеринок и даже официальной съёмкой на легендарной «звёздной» дорожке.

Гораздо дешевле увидят Каннский кинофестиваль друзья Никиты Михалкова и членов оргкомитета Московского кинофестиваля, которые выехали туда в полном составе. Хотя руководство Московского кинофестиваля и сменилось, традиции остались всё те же. Опять на Московский кинофестиваль западных кинодеятелей будут заманивать грандиозной пьянкой « а ля рюсс» с жуткими воплями про то, как «мохнатый шмель на душистый хмель» на всю набережную Круазетт. За счёт российского бюджета, разумеется.

Автор Оксана Аникина
Оксана Аникина — журналист, литературный редактор, заместитель главного редактора Правда.Ру *
Куратор Дарья Митина
Дарья Митина — историк, государственный деятель, внештатный корреспондент и ведущая эфиров Правды.Ру *
Обсудить