Работа Александра Миндадзе "В субботу" на Берлинале

"В субботу" на Берлинале

Россиянам не привыкать побеждать в Берлине, поэтому на открывшийся там на днях 61-й кинофестиваль возлагаются немалые надежды. "В субботу", вторая режиссерская работа Александра Миндадзе — фильм об атомной катастрофе. Впервые за четверть века с момента чернобыльской трагедии о ней сняли российскую картину. Хотя Чернобыль не упомянут в ленте напрямую.

Берлинале открыли братья Коэны лентой "Железная хватка" — римейком одноименного вестерна 1969 года по роману Чарльза Портиса, за главную роль в котором Джон Уэйн уже получил премию "Оскар". Картина рассказывает о том, как двое маршалов и 14-летняя девочка гоняются за убийцей ее отца по опасным индейским прериям.

Читайте также: У спасителей вестерна — железная хватка

Берлинский международный кинофестиваль, по-немецки Internationale Filmfestspiele Berlin, проводится ежегодно в феврале, хотя был основан летом 1951 года. Его учредителями стали союзники по Второй мировой войне — США, Великобритания и Франция. Постепенно Берлинале стал одним из самых крупных и престижных мероприятий в мире кино.

В конкурсной программе фестиваля участвуют художественные полнометражные и короткометражные фильмы, созданные в течение 12 месяцев до начала фестиваля и не демонстрировавшиеся на других показах. Самое главное, чтобы это было "авторское кино". Решение о присуждении наград принимает международное жюри, которое на этот раз возглавит знаменитая итальянская актриса Изабелла Росселлини. Директор фестиваля — Дитер Косслик.

"В субботу", вторая режиссерская работа Александра Миндадзе — фильм об атомной катастрофе. Впервые за четверть века, прошедшие с момента чернобыльской трагедии, появилась российская картина о тех днях. Хотя формально в фильме ничего не говорится ни о Чернобыле, ни о Припяти. По сюжету это — абстрактное чрезвычайное происшествие.

В главной роли актер Антон Шагин, некогда Мэл в "Стилягах" Тодоровского. Но теперь он — молодой партийный функционер, узнающий о случившейся аварии на атомной электростанции. Благодаря стараниям гримеров и костюмеров актер в фильме полностью преобразился, став человеком восьмидесятых годов.

Миндадзе отличается своим особым стилем, в котором сочетаются реализм, детальность и метафоричность. Достаточно вспомнить его работы "Остановился поезд", "Охота на лис", и в особенности "Парад планет" и "Плюмбум", бывшие по-настоящему культовыми в те восьмидесятые годы. И вот теперь этот мир середины восьмидесятых: костюмы, прически, лица, манера говорить — восстановлен режиссером.

Фото: AP

"В субботу" вполне может заинтересовать Берлинский фестиваль: здесь всегда были внимательны к фильмам, рассказывающим о кризисах и социальных катастрофах.

Над картиной работал талантливый румынский оператор Олег Муту.

Первый фильм Миндадзе-режиссера, "Отрыв", вызвал неоднозначную реакцию критиков, а для широкихзрительских масс прошел незамеченным. Быть может, судьба второго окажется лучше.

Российская картина "Мишень" режиссера Александра Зельдовича участвует в программе "Панорама". Сценарий написан режиссером в соавторстве с писателем Владимиром Сорокиным. Действие фильма происходит в недалеком будущем. Главные герои намерены вернуть себе молодость. Как у них это получится и получится ли — узнают сначала немецкие зрители, а затем и россияне. Вообще, фантастика жанр благодарный, но, как показывает печальный российские опыт, не все фантастические фильмы принимаются зрителями на ура только лишь из-за того, что они фантастические.

Читайте также: "Мантикора" — сплошное 3D-недоразумение

Конкуренцию Миндадзе наверняка составит 3D-фильм о коллективе знаменитого хореографа Пины Бауш. Он так и называется — "Пина". Режиссер ленты — классик немецкого кино Вим Вендерс. Если бы этот фильм показывали в Америке там, скорее всего, съязвили бы что-нибудь вроде "злоупотребление приемами 3D", как это случилось со "Щелкунчиком" Кончаловского, а как фильм оценят в Европе, мы узнаем уже очень скоро.

Участвует в конкурсе и прославленный и разносторонний британский актер Ральф (или Рэйф) Файнс, герой ("Список Шиндлера"), любовник ("Английский пациент") и злодей ("Гарри Поттер"). Решив попробовать себя в режиссуре, пересказывает на современный лад Шекспира в фильме "Кориолан".

"Будущее" — фильм американской писательницы Миранды Джулай. Во всяком случае, у нас в России она больше известна как писательница, а в Америке это еще актуальная художница, актриса, певица и, как выясеяется, режиссер.

"Вопль в небо" — режиссерский дебют американской актрисы Виктории Махони, о которой в России тоже знают только специалисты и наверное самые продвинутые фанатики американского кино.

"Кто, если не мы" называется фильм немецкого режиссера документалиста Андреса Файеля. Довольно молодой турок Сейфи Теоман, тем не менее, уже и режиссер, и сценарист, и монтажер, и оператор, и продюсер своего фильма "Наше большое горе". И наконец, "Липстикка" израильского режиссера Джонатана Сагала — лента, рассказывающая о холокосте.

Кстати, кроме основных программ на Берлинале запланировано два спецпоказа. Первый из них пройдет в знак солидарности с опальным иранским режиссером Джафаром Панахи, которого уже второй год безуспешно пытаются зазвать в берлинское жюри. Панахи неоднократно подвергался судебным преследованиям за резкую критику действующей власти в Иране, а в марте прошедшего года был арестован. На фестивале покажут его фильм "Офсайд", некогда завоевавший "Серебряного медведя". Кроме того, в Берлине пройдет премьера "Пещеры забытых снов" в формате 3D. Используя новые технологии, немецкий классик Вернер Херцог снял картину о доисторических наскальных росписях.

Читайте самое интересное в рубрике "Культура"

Автор Юрий Енцов
Юрий Енцов — журналист, внештатный автор Правды.Ру *
Куратор Дарья Митина
Дарья Митина — историк, государственный деятель, внештатный корреспондент и ведущая эфиров Правды.Ру *
Обсудить