Кустурица снимет экранизацию романа Иво Андрича "Мост на Дрине"

Кустурица раскроет балканскую душу

Для среднестатистического россиянина бывшая Югославия ассоциируется разве что с недавней войной и режиссером Эмиром Кустурицей, который балует нас регулярными визитами, между которыми успевает снимать шедевры. Последний проект мэтра — экранизация романа Иво Андрича "Мост на Дрине". Андрич — еще один символ Балкан, у нас, к сожалению неизвестный. 


Эмир Кустурица — это Никита Михалков и Леонид Гайдай балканского разлива в одном лице. Если не все, то уж точно львиная доля россиян, да и других жителей "цивилизованных государств", о существовании Боснии и Герцеговины знают исключительно благодаря фильмам мэтра. Заядлые киноманы рассматривают пресловутый балканский вопрос еще и с точки зрения оскароносного Даниса Тановича, но этот режиссер вряд ли сможет заслужить такую же всенародную любовь, как Кустурица.

На Тановиче, Бреговиче и уже не раз упомянутом авторе фильма "Жизнь как чудо" балканская культура не заканчивается. Если попросить любого жителя разбитой на осколки Югославии назвать имя писателя, который первый придет в голову, то вы практически со стопроцентной вероятностью услышите: "Иво Андрич".

Фото: AP

Читайте также: Кустурицу "выжили" с турецкого кинофестиваля

Андрич для бывших югославов, почти то же самое, что для россиян — Пушкин, то есть "наше все". Изящным и простым языком он смог раскрыть "балканскую душу" и объяснить, почему столь дружелюбный и гостеприимный народ, скорее всего, никогда не сможет жить в мире с самим собой. Видимо, поэтому он до сих пор остается единственным писателем уже несуществующей страны, который получил Нобелевскую премию. 

Парадокс сербско-хорватско-боснийского сосуществования близок и произведениям Кустурицы, поэтому не удивительно, что режиссер взялся экранизировать самую известную книгу земляка "Мост на Дрине". 

О призрачности национальных границ на Балканах оба мастера знают не понаслышке. Оба родились в беспокойной Боснии: Кустурица — в мусульманской семье, Андрич — в католической. Не так давно режиссер принял христианство, а писатель после развала Австро-Венгрии стал называть себя сербом… К слову сказать, и сербы, и хорваты до сих пор бьются за право называть Иво Андрича своим писателем.

Несмотря на то что Кустурица и Андрич почти не пересеклись во времени, они оба стали свидетелями военных действий и оба видели, как их страна меняет название и границы. 

По всему выходит, что "Мост на Дрине" если и нужно было выводить на большой экран, то только руками Кустурицы.

Так о чем же роман, который чуть ли не боготворят на Балканах и почти не знают у нас? Главным "героем" эпического произведения, как ясно из названия, является мост в боснийском городе Вишеград. Его во второй половине 16-го века воздвиг Махмед-паша Соколович — боснийский серб Бойко Соколович, в детстве обращенный турками в ислам и увезенный из родного города. 

Повествование Андрича охватывает примерно четыре сотни лет — от расцвета Османской империи до начала Первой мировой войны, поводом для которой стало убийство австрийского эрцгерцога Франца Фердинанда в Сараеве. Вот здесь стоит отметить, что убийца эрцгерцога Гаврила Принцип и Иво Андрич состояли в одной организации "Млада Босна".

"Мост на Дрине" — это переплетение реальных исторических событий с точки зрения жителей многонационального Вишеграда и их же мифов, верований и предрассудков в отношении друг друга. Сегодня они дружелюбные соседи, а завтра уже с ножом в руке пытаются выяснить, кто же из них является хозяином этой красивой, но очень уж своеобразной страны.

Читайте также: Кустурица — почетный гражданин Удмуртии

Перефразируя известное выражение, можно с уверенностью сказать: чего хочет Кустурица — того хотят сербы. Чтобы не ударить в грязь лицом перед мировой общественностью, режиссер задумал снять фильм, не уступающий по эпичности произведению Андрича. Для будущего шедевра Кустурица построит каменный город под названием "Каменград". Предполагается, что строительство займет три года. Однако по окончании съемок "Каменград" не сотрут с лица земли — он станет новой архитектурной достопримечательностью Балкан. На осуществление грандиозной задумки уже дали добро сербские власти, теперь дело осталось за боснийским правительством. 

Пока же фильм не снят, можно скоротать время, прочитав произведение нобелевского лауреата. Тем более что своим отношением к жизни, стране и соседям сербы очень похожи на русских. Наверное, поэтому наши истории неразрывно связаны. Может быть, после "Моста на Дрине" вам захочется увидеть страну, в которой испокон веков жили и никак не могли ужиться три народа и четыре религии.

Все самое интересное читайте в рубрике "Культура"

Куратор Дарья Митина
Дарья Митина — историк, государственный деятель, внештатный корреспондент и ведущая эфиров Правды.Ру *
Обсудить