Советское кино - дойная корова для Голливуда

Сейчас все чаще кинокритики говорят о том, что российское кино (главным образом массовое) все чаще заимствует какие-то идеи, "фишки" у Голливуда. Трудно с этим поспорить… Однако у этой медали есть и другая сторона: кинодеятели с голливудских холмов тоже заимствуют идеи из нашего кино. И главный вдохновитель в данном случае — советское кино.

Все предрассудки истребя,

Мы почитаем всех нулями,

А единицами — себя.

Евгений Онегин

Когда мы видим, как NASA собирается выращивать салат на Луне в 2013 году, и верим, благодаря киносъемкам, что на планете Марс бегают шиншиллы — на планете, которая как две капли воды походит на планету обезьян, то мы говорим себе, что, наверное, в конце концов, завоевание космоса никогда не принималось всерьез теми, кто осуществлял его — по крайней мере, в Америке. Сайты, разоблачающие заговоры о ложном прилунении в 1969-м, умножаются с невиданной скоростью, они подвергают анализу крупнейшее мошенничество века. И тут вспоминается забавный фильм Уильяма Карела о том, как Кубрик помог NASA обмануть весь мир! Кубрик финансировался системой, но в то же время и удерживался ею — она заставляла его плясать под свою дудку из-за бедного брата-коммуниста, и в конечном итоге собственные произведения превратили Кубрика в параноика, живущего отшельником в своем уединенном замке!

Пусть этот фильм и документальная подделка — "mockumentary", как сегодня выражаются на новосостряпанном языке, но теперь он взят как улика многочисленными адептами теории заговоров. Фильм "2001. Космическая одиссея" просмотрен сотни раз и с дотошностью проанализирован в качестве доказательства фальшивого прилунения! Точно так же и "Сияние" будет выстлано ироническими аллюзиями о жизни на Луне и еще дальше! Но бродяга из "Заводного апельсина" не жалуется ли на то, что можно кружиться вокруг Земли, но больше невозможно гарантировать безопасность в городах?

Читайте также: Кинематограф СССР 70-х: женщины и язычество

Когда Кубрик и Кларк встретились, они сошлись на том, что пришло время снять настоящий научно-фантастический фильм. А научная фантастика тут — лишь закуска, затравка, продукт типа поп-корна, развлечение для рабов, она такой окончательно станет после выхода "Звездных войн". Американская публика желает видеоигр, разрезанных на кусочки империй, простых героев без проблем (с семейным основанием типа "Династии"), в общем, публика желает настоящего минимума.

А с другой стороны, все мы знаем, что "Солярис" — это один из самых известных и элитных научно-фантастических фильмов в мире. Это выдвигает на сцену советский вопрос, и Богу известно, что этот вопрос уместен при анализе мира Кубрика, особенно в самой середине шестидесятых годов! Кубрик снимает "Спартака", "Доктора Стрейнджлав", по роману великого русского писателя ставит "Лолиту", в "Заводном апельсине" он заставляет актеров употреблять русское арго, наконец, в "Космической одиссее 2001" он организует встречу с русскими, советскими учеными, которых не выставляет в смехотворном виде — от них тут всего лишь утаили важную информацию — в мире, где слишком большое внимание уделяют заговорам и конспирации.

Ведь сам жанр научной фантастики развился в контексте холодной войны, и, в конце концов, тема завоевания космоса закончилась вместе со звездными войнами президента Рейгана, такими же фарсово-надуманными, как и фильм с подобным названием. И тут нам кажется уместным еще раз поставить ребром русский вопрос, ведь, к тому же, в то время русские снимают большое число фильмов, посвященных космосу. Научная фантастика империй, супергерои и межгалактические игры не были придуманы Кубриком, откуда же родом его модель?

Американская критика полагала, что его модель происходит от симпатичного Джорджа Пала (режиссер научно-фантастических фильмов венгерского происхождения) или от некоторых японских фильмов. На самом же деле модель Кубрика берет свое начало от замечательного советского фильма "Дорога к звездам" Павла Клушанцева. Этот маленький шедевр — документально-художественнный фильм 1957 года, посмотрев его, вы увидите, что Кубрик со своей командой многое из него почерпнули. Сам Кубрик говорил об этом, и тут вовсе не идет речь о плагиате, но об источнике вдохновения. Однако о каком источнике! Взглянем поближе на него...

— Советский фильм описывает завоевание космоса, его научные и технические цели. К тому же стремится и "2001".

— Фильм "Дорога к звездам" длится пятьдесят минут, показывает приготовления и поэтически преподносит сам полет.

— Голова взрослого человека проецируется на изображение голубой планеты. То же вы найдете и в "2001", в прекрасном советском фильме это образ возникает в самом начале.

— Свет очень силен, космические корабли белы и прекрасно сконструированы. Их медлительность также четко видна на экране.

— Мы можем увидеть и внутренности корабля, и космической станции. Перед нами — не чрезмерные, но уютные материальные удобства, обстановка с диванчиками и креслами, тут играют в шахматы, даже заботятся о котенке. Женщины тут — ученые, и их научный уровень достоин уважения, есть даже девушки из среднеазиатских республик. Кубрик мог бы послать в космос и Драбу — своего гладиатора с сетью из "Спартака"!

— Мы видим, как космонавты выходят в открытый космос, приближаются к частям корабля, работают с космической механикой — все походит на балет. Не забудем, что именно советский композитор Хачатурян был использован Кубриком для непревзойденного описания медленно парящей жизни космонавтов на борту. А еще ведь Хачатурян — автор балета "Спартак"!

— Внутренность станции представлена в виде полукруга, даже кресла походят на кресла из Хилтона в "2001" (они черные). Макеты и формы очень сходны между собой.

— Русские разместили на станции экспериментальный сад …. такой же, как и в фильме "Silent running" Дугласа Трамбулла — гения спецэффектов "2001". На борту есть и метеостанция, а ученые пытаются проникнуть в тайну жизни.

— Группа сцен, снятых в Крыму, показывает моторный катер, который должен подбирать в Черном море космонавтов, которые будут там приводняться в ближайшем будущем. Некоторые кадры с видом моря представлены в негативе, что мы можем увидеть в знаменитых сценах "Видения" в конце фильма "2001".

— Уверенный и успокаивающий голос за кадром заставляет нас вспомнить о голосах за кадром во многих фильмах Кубрика. Этот голос дивится прогрессу и подчеркивает, что все миссии созданы для счастья и благополучия тех, кто живет на земле!

Читайте также: Русское искусство спасет мир от Леди Гаги

Эти строки не в силах передать впечатляющей пластической красоты, исходящей из этой кинематографической поэмы. Настоящий документальный фильм зачастую превосходит любые кинокартины. Поэтому не следует забывать о документальных лентах, снятых молодым Кубриком.

Конечно, фильм Клушанцева — кинопропаганда, но это вовсе не оскорбление. "2001" — тоже пропагандистский фильм, возможно, даже фильм заказной. В забавной книге о кинематографе шестидесятых годов писатель Доминик Ногез описывал "2001", как фильм экспериментальный, а также как фильм империалистический, поющий хвалу славным Соединенным Штатам. В фильме мы видим повсюду американские флаги, символы IBM, American Express (не уезжайте без карточки American Express!) или Хилтона, о котором говорилось выше. "2001" воспевает Америку как старшую среди наций мира, как образец науки, техники и героев — в данном случае скромных и, к тому же, неприметных.

Этот фильм — модель пропаганды, но хорошо сделанной и незаметной пропаганды.

Почерпнув вдохновение из фильма Павла Клушанцева, Кубрик одним махом достиг сразу двух целей: он черпал из источника, который мало кто найдет и сможет посмотреть (потому что, кто на западе серьезно знаком с советским кино, которое долгое время было первым и самым важным в мире?); он создал педагогический и, в то же время, мистический фильм, вознося на пьедестал человеческий дух; он стал создателем документального и, в то же время, художественного произведения; он, как-то было в Советском Союзе, воспел науку и прогресс "от зари человечества".

А затем он добавил штрихи, свойственные его гению: тревожный компьютер, который предвещает наш современный вездесущий контроль и дело Сноудена, и музыку. Добавим, что вместе с Лигети и Хачатуряном, тоже автором "Спартака", он для своего фильма заимствовал музыку коммунистического блока!

Читайте самое интересное в рубрике "Культура"

Что нового произошло на главной Pravda.Ru? Посмотри…

А что вы думаете о том, что будет с Украиной? Что будет с Крымом?

Автор Николя Бонналь
Николя Бонналь — французский писатель и публицист, внештатный корреспондент Правды.Ру *
Куратор Дарья Митина
Дарья Митина — историк, государственный деятель, внештатный корреспондент и ведущая эфиров Правды.Ру *