Александр Митта: «Фильм о Высоцком. Цена таланта»

Известный режиссер Александр Митта («Гори-гори, моя звезда», «Таежный роман») снимает фильм о Высоцком. Кроме этого, он разработал свой курс повышения квалификации для режиссеров и сценаристов. Преподает, пишет очередную книгу, учит сценарному мастерству всех, кому интересен кинематограф. Преподает, кстати, не просто так. Говорит, что, работая над новой картиной,  сам вспоминает теорию.

- Когда в голову пришла такая мысль - начать преподавать курсы сценарного мастерства?

- Я восемь лет преподавал в Германии, там курс этот сложился, но для России пришлось серьезно перестроить. В Германии у людей больше источников для получения информации и они более образованные.

- А здесь приходят дилетанты?

- Да, нет. Люди приходят сделать первые шаги в сценаристке, приходят писатели. Курс короткий и я сделал его в виде первоначальной информации. Впрочем, оказалось, что такого рода информация всем полезна. Она хорошо усваивается тогда, когда есть личный опыт. Если ты приходишь просто, чтобы чему-то научиться, то не научишься. А когда есть свои идеи, проекты, когда ты уже что-то написал и понимаешь, что нужно их как-то развернуть, чтобы они были более энергичными, чтобы твой замысел получил глубокое развитие. Тогда первые шаги становятся более логичными.

Одна из самых существенных причин, по которой я преподаю — мне самому это интересно и еще, самому не хватает выдержки погрузиться в теорию на 36 часов. Когда я это все объясняю, то объясняю и себе еще раз. Физик Розерфарц сказал: «Если хочешь чему-то научиться, напиши об этом книгу».

- Что вы и сделали...

- У меня лежит на столе еще 2 книги, но чего-то пока никак не соберусь дожать до конца, они все время обрастают подробностями. Первая «Кино от ада до рая» прошла, но могла быть лучше. Это даже не книга, а руководство, помощник, который помогает развитию идеи.

- Вы в самом деле верите, что гармонию хорошего фильма можно алгеброй проверить?

- Все объяснить, конечно, нельзя, но что-то можно, потому что у того же Моцарта сорок симфоний, и каждая сделана по очень жесткому формату. Любой его концерт имеет жесткий каркас.

- Вы снимаете картину о Высоцком, что-то стало поводом?

- Это фильм не столько о Высоцком, сколько картина по мотивам жизни Высоцкого. Во-первых, там есть тема смерти, а этим, в общем-то, должно интересоваться искусство. Взаимоотношения человека и смерти. Есть и о том, как человек обходится со  своим талантом. Сначала все получается само собой, а потом и планка выше, и выкладываться становится сложнее. Больше усилий, но планку снижать уже недопустимо.  Сценарий к картине написал сын Высоцкого. Он как никто знает, чем жил отец.

- По какой причине несколько лет назад вы уехали на Запад?

- На Запад я уехал преподавать. А потом вернулся и снял «Таежный роман». Тогда сериалы были в диковинку, и это была моя первая работа после возвращения. Для меня это был не коммерческий продукт. Это была экспериментальная работа. Я хотел проверить идею сложного характера. Считаю, что объемный характер бывает тогда, когда он состоит из  несовместимых черт. У меня эта проблема была раньше, но я не находил ответа для себя, сталкивал между собой несколько жанров.

- На примере «Таежного романа» можете объяснить, как происходит это столкновение характеров в одном человеке? 

- В характере Гуськова два характера во вражде. Человек-зверь и в то же время нежный, влюбленный в свою жену. Он хочет только одного - вернуть ее. В реальности это вряд ли возможно. Но драматический характер — он не реалистический. Это характер метафорический, который похож на жизнь и выражает какую-то авторскую идею. «Таежный роман» - был экспериментальной работой.

- В фильме о Высоцком тоже будет такой же характер?

- Нет, там другое, там тема ответственности. Чем человек платит за то, что получил талант от Бога...

- Можно было не платить?

- Да, и превратится в преуспевающего «попсового» исполнителя. Герой — талант  в критический для себя период. Жизнь Высоцкого позволяет рассказать о таком характере, в его жизни было все доведено до максимума. Он непрерывно сталкивался со смертью. Он жил по максимуму, потому что по-другому не мог. И не он выбирал, за нас выбирают...

Автор Марина Суранова
Марина Суранова — журналист, бывший корреспондент Правды.Ру. *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить