Сегодня – день рождения Людмилы Чурсиной

Легендарная актриса, секс-символ поколения советских людей, у которых не было секса, и по сей день не утратила своей популярности.

 Чурсина и впрямь была секс-дивой нашего целомудренного в ту пору кино. Но не потому, что в числе немногих получила привилегию обнажать грудь на экране. Просто - хоть в тулуп упакуй - своенравная красавица источала бесконтрольную, сногсшибательную энергию соблазна, над которой не властны ни рассудок, ни Моральный кодекс строителя коммунизма.

 

 Людмила Чурсина родилась в городе Сталинабаде (ныне - Душанбе). Чем больше публикуется интервью и материалов об актрисе, тем более загадочной и романтичной фигурой она предстает. Даже о ее рождении гуляют в прессе разные версии. В соответствии с одной, будущая знаменитость появилась на свет в медсанбате, подобравшем ее беременную маму-беженку. По иным сведениям - Чурсина родилась чуть не в картофельной ботве, прямо под бомбежкой.

 

 В детстве Людмила мечтала то пароходы конструировать, то в председатели колхоза податься. И увлекалась точными науками. А на актерскую стезю вступила так же случайно, как Доронина в "Старшей сестре". Отправилась на прослушивание за компанию с подругой и прошла отбор сразу в трех вузах. Выбрала Щукинское училище, которое окончила в 1963 году.

 

 С 1963 - актриса академического театра им. Евг. Вахтангова, с 1965 - киностудии Ленфильм, с 1974 - Академического театра драмы им. А. С. Пушкина в Ленинграде, с 1984 - Центрального академического театра Советской Армии (ныне - ЦАТРА).

 

 В знаменитой Щуке Людмила так намучилась с исправлением дикции (да и по мастерству нахватала троек), что всерьез подумывала бросить актерское ремесло. Но не тут-то было: ее с головой накрыл фантастический успех "Донской повести". Дальнейшее известно: исключительная востребованность в кино, членство в худсовете "Ленфильма", работа на сцене Александринки.

 

 Наряду с кинематографической карьерой набирала обороты и общественно-политическая.

 В 1969 году Чурсина по опросу журнала "Советский экран" была признана лучшей актрисой.

 

 В 1970 – лауреатом Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых (1970, за участие в фильмах: "Виринея", "Угрюм-река", "Журавушка").

 

 В расцвете красоты ее называли Мэрилин Монро советского производства.

 Чурсина и впрямь была секс-дивой нашего целомудренного в ту пору кино. Но не потому, что в числе немногих получила привилегию обнажать грудь на экране. Просто - хоть в тулуп упакуй - своенравная красавица источала бесконтрольную, сногсшибательную энергию соблазна, над которой не властны ни рассудок, ни Моральный кодекс строителя коммунизма.

 

 Неудивительно, что Людмила Чурсина получала мешки писем с признаниями в любви, в том числе и от... заключенных. Находились смельчаки, грозившиеся, отмотав срок, приехать и жениться.

 

 Впрочем, в этом смысле шансов не было даже у добропорядочных интеллигентов с университетским образованием. Чурсина была замужем, и весьма удачно.

 

 Владимир Фетин, сделавший из студентки актрису, был на шестнадцать лет старше своей Галатеи и до встречи с ней снискал любовь народную презабавным фильмом "Полосатый рейс". Но, воссоединившись со своей юной половиной, к комедии больше не обращался. То ли не испытывал потребности, то ли полагал, что жене комические роли противопоказаны. Он занял Чурсину в таких важных для ее карьеры картинах, как "Донская повесть", "Виринея", "Любовь Яровая", "Открытая книга".

 

 С фильмом "Донская повесть", в котором снималась Чурсина, произошел забавный случай, который можно назвать счастливым. Дело в том, что это был первый большой фильм Фетина, артисты участвовали великолепные, но когда режиссер просмотрел отснятую картину, то пришел в отчаяние - все получилось пресно, скучно, плоско... От Шолохова мало что осталось. Но переснимать что-то было уже поздно, и Фетин решился представить фильм на суд приемной комиссии в том виде, в каком он и был снят.

 

 К пущей досаде режиссера, механик, который запустил фильм, перепутал части и начал показ с финала картины. Фетин махнул рукой, какая уж теперь разница. Но оказалось, что в таком виде, показанный с конца, фильм получился значительно интереснее, это единодушно отметили все члены приемной комиссии и признали очень удачной кинематографической находкой.

 

 На съемках фильма "Донская повесть" в 1963 году происходило много забавного. Людмила Чурсина вспоминает, что когда ее вызвали на съемки, она надела мини-юбку, туфли на шпильках (это при росте 177 см), и в таком виде явилась на площадку. Был выходной день, и в это время Евгений Леонов и режиссер Александр Фетин ловилирыбу. Режиссер представил Чурсину Леонову:

 

 - Знакомьтесь, ваша партнерша. Леонов взглянул и мрачно спросил:

 -

 - Как же я с такой оглоблей буду сниматься? Она же на голову выше меня.

 -

 - А вы соорудите себе скамеечку, - посоветовала Чурсина.

 -

 И действительно, для Леонова сделана была специальная подставка, на которую он взбирал-ся, когда снимался рядом с Чурсиной.

 

 К другим режиссерам, похоже, не ревновал, и актрисе удалось блеснуть в "Угрюм-реке", "Олесе", "Журавушке". Однако сама она вспоминает о супруге с некоторым даже упреком: "Владимир Александрович Фетин, царство ему небесное, был очень талантливым режиссером, никогда не шел на компромиссы и поэтому много лет сидел без работы. Чтобы заработать, мне приходилось сниматься вдвойне".

 

 После фильма "Журавушка" Людмила Чурсина получила приглашение и трехгодичный контракт на работу в Голливуде. Предполагалось снять 15 фильмов! Но ее вызвали в верха и сказали примерно так: - Мы рады, что вас так ценят в Голливуде. Но вдруг вам предложат раздеться в фильме. А вы ведь член КПСС! Таким образом, контракт подписан не был.

 

 Будучи звездой, безусловно, советской, Чурсина дорожит своим стародавним зрителем, в массе своей с трудом приспособившимся к новым временам, и грамотно строит сегодняшний имидж. Весьма эффектная и по сей день, актриса скромно сообщает интервьюерам, будто по молодости взрастила в себе внутреннего полицейского: очень долго стеснялась самой себя - например, высокого - 177 см - роста. Она не прочь ненавязчиво подчеркнуть, что ездит, как все, в метро, ходит сама на рынок. Что равнодушна к буржуазным ценностям и не страдает меркантильностью. То есть, расставаясь с мужчинами, обычно собирает чемодан и исчезает, оставляя машины и жилплощадь бывшим избранникам. В результате подобного бессребреничества сегодня даже обходится без собственной квартиры и автомобиля; что до загородного жилища - то пользуется двумя комнатами общественной дачи.

 

 _- К счастью, для меня всегда были важнее любовь и понимание, благополучие близких, чем золотой телец. Мы пришли нагими в этот мир и уйдем такими же. Конечно, люди должны жить в хорошей квартире, пить, есть, одеваться. Но если все это сделать самоцелью, становится скучно и невозможно жить. Невозможно, потому что теряешь покой из-за богатства,- говорит Людмила Алексеевна.

 

 - Страсти должны быть только на сцене, потому что в жизни они всегда приносят боль. Любая чрезмерность граничит всегда с уродством, даже любовь. Наши страсти приводят к тому, что мы не умеем договориться. Я сама всю жизнь боролась со своими страстями и пытаюсь следовать поговорке "Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой". Сегодня это актуально, тем более что жизненные ценности очень изменились.

 

 После режиссера Фетина, мужем Людмилы Чурсиной стал интеллигентный океанолог. В недавнем же прошлом много шума наделал альянс Людмилы Алексеевны с сыном знаменитого чекиста и генсека Игорем Андроповым, о котором известно, что он дипломат, а по словам Чурсиной, еще и "настоящий патриот".

 

 Сегодня карьера Людмилы Чурсиной продолжается в театре.

 - В кино пришли новые герои, новые режиссеры. Они молоды, снимают свою так называемую тусовку. Они более прагматичны, менее чувствительны. Наверное, так и должно быть... В свое время я снималась очень много, и у меня нет ощущения, что я как-то не состоялась.

 

 Обычно говорят, что лучшая роль не сыграна. Ну а как же Настасья Филипповна, леди Макбет, жена Павла I Марья Федоровна, Анфиса Козырева, Олеся, Виринея, Журавушка?.. Не буду гневить бога. А если судьба распорядится, что предложат роль, сообразную моему опыту, моему знанию жизни, конечно же, я не откажусь. Хотелось бы комедийную. Ведь я актриса комедийного амплуа. Правда, роль такого плана мне досталась лишь однажды, да и то эпизодическая, в "Двух билетах". А я готова бабу-ягу на метле сыграть...

 

 Правда, отсутствие комедии в работе восполняю тем, что дурачусь, шучу, смеюсь в жизни. Да и жить иначе было бы невозможно. Столько трагедий и несуразностей происходит. Каждый день стараюсь воспринимать как подарок.

 

 Как говорил Гете, "Праздная жизнь - преждевременная старость". А уж моя жизнь никогда не была праздной.

 

  Елена Киселева

 «Правда.Ру»

Femina

 

  Люди

 

  «Советский экран»

Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *