В России начинается Успенский пост

Успенский пост – подготовка души и тела верующего, очищение и сосредоточение перед важным праздником – Успением Пресвятой Богородицы, которое православные празднуют 28 агуста по новому стилю.

 Богородица после распятия и Воскресения Христа вплоть до своей собственной кончины, провела в подвигах поста и молитвы. Последовать ее примеру стараются все православные.

 По преданию, сохраненному церковным историком Никифором Каллистом, Матерь Божия "была роста среднего или, как иные говорят, несколько более среднего; волосы златовидные; глаза быстрые, со зрачками как бы цвета маслин; брови дугообразные и умеренно-черные, нос продолговатый, уста цветущие, исполненные сладких речей; лицо не круглое и не острое, но несколько продолговатое; кисти рук и пальцы длинные... Она в беседе с другими сохраняла благоприличие, не смеялась, не возмущалась, особенно же не гневалась; совершенно безыскусственная, простая. Она нимало о Себе не думала и, далекая от изнеженности, отличалась полным смирением. Относительно одежд, которые носила, Она довольствовалась их естественным цветом, что еще и теперь доказывает Ее священный головной покров. Коротко сказать, во всех Ее действиях обнаруживалась особая благодать".

 В дневнике святого праведного Иоанна Кронштадтского есть запись о явлении ему Божией Матери:

 "На 15 августа, в день Успения Богоматери 1898 года, я имел счастие в первый раз видеть во сне явственно лицом к лицу Царицу Небесную и слышать Ее сладчайший, блаженный, ободрительный глас: милейшие вы чада Отца Небесного, - тогда как я, сознавая свое окаянство, взирал на пречистый лик Ее с трепетом и с мыслию: не отринет ли меня от Себя с гневом Царица Небесная! О лик пресвятый и преблагий! О очи голубые и голубиные, добрые, смиренные, спокойные, величественные, небесные, божественные! Не забуду я вас, дивные очи! Минуту продолжалось это явление; потом Она ушла неторопливо, перешагнула за небольшой овраг - и скрылась. Я видел сзади шествие Небесной Посетительницы. Сначала я видел Ее как бы на иконе, ясно, - а потом Она отделилась он нее, сошла и подвиглась в путь".

 1 августа (14 августа по новому стилю), в первый день Успенского поста, празднуется Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня.

 Этот праздник был установлен в Константинополе по причине болезней, часто бывавших там в августе. Начало этого праздника относится к IX веку, а с ХII-ХIII веков он утвердился во всех поместных Церквях. В Константинополе был обычай, по которому ежегодно часть Животворящего Древа Креста Господня, хранившаяся в домовой церкви византийских императоров, износилась в храм св. Софии, где совершалось водосвятие. Затем, начиная с первого августа, две недели эта святыня носилась по городу, при этом служили литии "для освящения мест и отвращения болезней". 14 августа Животворящее Древо Креста переносили обратно в царские палаты.

 В Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием о Крещении Руси 1 августа 988 года. В этот праздник в храмах полагается вынос Креста и поклонение ему. По принятому ныне в Русской Церкви чину малое освящение воды 1 августа совершается до или после литургии.

 Вместе с освящением воды совершается освящение меда (поэтому этот праздник и называется в народе "Первый медовый Спас", "Спас на воде", "Мокрый Спас").

 С этого дня благословляется вкушение его нового сбора.

 Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, отмечаемое в этот же день, установлено по случаю, знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского (1157-1174) с волжскими болгарами. В 1164 году Андрей Боголюбский предпринял поход против поволжских болгар, теснивших угнетенных жителей Ростовской и Суздальской земли. Уповая на помощь Царицы Небесной, князь взял с собой Ее чудотворную икону, которая была принесена им из Киева и впоследствии получила наименование Владимирской. Два священника в облачении несли перед войском святую икону и Честный Крест Христов. Перед сражением благочестивый князь, приобщившись святых Тайн, обратился с горячей молитвой к Богородице: "Всяк уповаяй на Тя, Госпоже, не погибнет, и я грешный имею в Тебе стену и покров". Вслед за князем пред иконой пали на колени полководцы и воины и, приложившись к образу, пошли против врага.

 Болгары были разбиты и обращены в бегство. По преданию, в тот же день греческим императором Мануилом была одержана победа над сарацинами. Непреложным доказательством чудесности обеих этих побед послужили огромные огненные лучи, выходившие от бывших в войсках икон Спасителя, Божией Матери и Святого Креста. Эти лучи покрывали полки благоверных правителей Греции и России и видны были всеми сражавшимися. В память об этих чудесных победах, с обоюдного согласия князя Андрея и императора Мануила и по благословению представителей высшей церковной власти, и был установлен праздник Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.

 6 августа (19 августа по новому стилю)празднуется Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

 Этот праздник посвящен воспоминаниям события на Фаворе. Чтобы явить Своим ученикам Небесную духовную славу, которая последует за временными страданиями, Господь в тридцать третье лето Своей земной жизни, в последний год Своей проповеди Евангелия, через шесть дней после беседы о Своих страданиях, смерти, воскресении и обязанностях Своих последователей, преобразился.

 Преображение Господне было в феврале, незадолго до страданий Спасителя, но Святая Церковь празднует Преображение в августе, потому что празднование в феврале пришлось бы на дни св. Четыредесятницы, на дни великопостные, покаянные, тогда как праздник Преображения Господня предзнаменует собой будущий век. Праздник Преображения установлен 6 августа потому, что 14 сентября празднуется Воздвижение Креста Господня, в которое вторично совершается празднование и воспоминание страстей Христовых, а так как Преображение было за сорок дней до распятия Спасителя, то святые отцы, отсчитав от праздника Воздвижения Креста Господня сорок дней, установили праздновать Преображение 6 августа.

 Праздник Преображения Господня, по важности события, - великий и двунадесятый.

 К особенностям этого праздника относится то, что в этот день освящаются гроздие (виноград) и начатки плодов. В России в тех местах, где виноград не растет, освящаются в этот день яблоки.

 Правилами Апостольскими и Соборными также определено приносить первые колосья, плоды и овощи для освящения их молитвой и благословением.

 16 августа (29 августа по новому стилю) празднуется перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа, которое произошло в 944 году. Предание свидетельствует, что во времена проповеди Спасителя в сирийском городе Едессе правил Авгарь. Он был поражен по всему телу проказой. Слух о великих чудесах, творимых Господом, распространился по Сирии (Мф. 4, 24) и дошел до Авгаря. Не видя Спасителя, Авгарь уверовал в Него как в Сына Божия и написал письмо с просьбой прийти и исцелить его. С этим письмом он послал в Палестину своего живописца Ананию, поручив ему написать изображение Божественного Учителя. Анания пришел в Иерусалим и увидел Господа, окруженного народом. Он не мог подойти к Нему из-за большого стечения людей, слушавших проповедь Спасителя. Тогда он стал на высоком камне и попытался издали написать образ Господа Иисуса Христа, но это ему никак не удавалось. Спаситель Сам подозвал его, назвал по имени и передал для Авгаря краткое письмо, в котором, ублажив веру правителя, обещал прислать Своего ученика для исцеления от проказы и наставления ко спасению. Потом Господь попросил принести воду и убрус (холст, полотенце). Он умыл лицо, отер его убрусом, и на нем отпечатлелся Его Божественный Лик. Убрус и письмо Спасителя Анания принес в Едессу. С благоговением принял Авгарь святыню и получил исцеление; лишь малая часть следов страшной болезни оставалась на его лице до прихода обещанного Господом ученика. Им был апостол от семидесяти святой Фаддей (память 21 августа), который проповедал Евангелие и крестил уверовавшего Авгаря и всех жителей Едессы. Написав на Нерукотворном Образе слова "Христе Боже, всякий, уповая на Тебя, не постыдится", Авгарь украсил его и установил в нише над городскими воротами.

 Много лет жители хранили благочестивый обычай поклоняться Нерукотворному Образу, когда проходили через ворота. Но один из правнуков Авгаря, правивший Едессой, впал в идолопоклонство. Он решил снять Образ с городской стены. Господь повелел в видении Едесскому епископу скрыть Его изображение. Епископ, придя ночью со своим клиром, зажег перед ним лампаду и заложил глиняной доской и кирпичами. Прошло много лет, и жители забыли о святыне.

 Но вот, когда в 545 году персидский царь Хозрой I осадил Едессу и положение города казалось безнадежным, епископу Евлавию явилась Пресвятая Богородица и повелела достать из замурованной ниши Образ, который спасет город от неприятеля. Разобрав нишу, епископ обрел Нерукотворный Образ: перед ним горела лампада, а на глиняной доске, закрывавшей нишу, было подобное же изображение. После совершения крестного хода с Нерукотворным Образом по стенам города персидское войско отступило.

  В 630 году Едессой овладели арабы, но они не препятствовали поклонению Нерукотворному Образу, слава о котором распространилась по всему Востоку. В 944 году император Константин Багрянородный (912-959) пожелал перенести Образ в тогдашнюю столицу Православия и выкупил его у эмира - правителя города.

 С великими почестями Нерукотворный Образ Спасителя и то письмо, которое Он написал Авгарю, были перенесены духовенством в Константинополь. 16 августа Образ Спасителя был поставлен в Фаросской церкви Пресвятой Богородицы.

 У тех, кто видел этот Нерукотворенный Образ Господень, он невольно вызывал благоговение.

 В иконе поражали глаза Спасителя - живые, блестящие, они пронизывали каждого, приближающегося к Образу. Казалось, глаза Спасителя испускают светлые лучи. Где бы ни стоял смотревший, создавалось ощущение, что Спаситель смотрит именно на него каким-то особо приятным и нежным взглядом.

 Этот Образ имел что-то сверхъестественное. Многие художники и иконописцы, видевшие этот Образ, свидетельствовали, что никаким мастерством нельзя было достигнуть такого эффекта, что на земле нет красок, которые могут передать цвет Святого Образа.

 О последующей судьбе Нерукотворного Образа существует несколько преданий. По одному - его похитили крестоносцы во времена их владычества в Константинополе (1204-1261), но корабль, на который была взята святыня, потонул в Мраморном море.

 По другим преданиям, Нерукотворный Образ был передан около 1362 года в Геную, где хранится в монастыре в честь апостола Варфоломея.

 Известно, что Нерукотворный Образ неоднократно давал с себя точные отпечатки. Один из них, так называемый "на керамии", отпечатался, когда Анания прятал образ у стены по пути в Едессу; другой, отпечатавшись на плаще, попал в Грузию.

 Возможно, что разность преданий о первоначальном Нерукотворном Образе основывается на существовании нескольких точных отпечатков.

 Нерукотворный Образ помещался на знаменах русских войск, ограждая их от врагов.

 В Русской Православной Церкви есть благочестивый обычай при входе верующего в храм читать вместе с другими молитвами тропарь Нерукотворному Образу Спасителя.

 Празднество в честь перенесения Нерукотворного Образа, совершаемое в попразднство Успения, называют третьим Спасом, "Спасом на холсте".

 Особое почитание этого праздника в Русской Православной Церкви выразилось и в иконописании; икона Нерукотворного Образа одна из наиболее распространенных.

 Успенский пост не так строг, как Великий, но более строг, чем Петров и Рождественский посты.

 В понедельник, среду и пятницу Успенского поста Устав Церкви предписывает питаться сухоядением, во вторник и четверг можно есть отварные овощи, но без масла, по субботним и воскресным дням разрешается и елей.

 Мало кто знает, что до праздника Преображения Господня, когда в храмах освящаются виноград и яблоки, Церковь обязует нас воздерживаться от этих плодов до их благословения. По преданию от святых отцов, "если же кто от братий снесть гроздие прежде праздника, то запрещение за непослушание да приимет и не вкусит гроздие во весь месяц август". После этих праздников виноград, яблоки и другие плоды нового урожая присутствуют на трапезе, и особенно - в понедельник, среду и пятницу.

 В праздник Преображения Господня по церковному Уставу разрешается на трапезе рыба.

 Рецепты блюд, в том числе без масла, которые можно приготовить в Успенский пост

 Салат морковный с яблоками

 Натереть на крупной терке три моркови, два яблока нарезать тонкой соломкой. Замоченный в кипяченой воде изюм смешать с яблоками и морковью. Салат заправить медом, разведенным с водой, сверху украсить мелко порубленной морковкой и яблоком.

 Салат из тыквы, дыни и яблок

 Натереть на крупной терке тыкву (примерно полкилограмма), два крупных ябока и дыню. Салат заправить половиной стакана разведенного водой меда.

 Картофельный суп

 Кочан (800 г) капусты, 200 г помидоров, 10 картофелин, 1 морковь, 2 луковицы, корень петрушки.

 Опустить в кипяток картофель, нарезанный небольшими кусочками. Когда он сварится до готовности - добавить мелко нашинкованную капусту, а затем - морковь, петрушку, лук. Варить 15-20 мин. За 5 минут до конца варки добавить в суп помидоры или томат-пюре. Подать к столу с нарубленной зеленью.

 Фасолевый суп

 200 г фасоли, 2 морковки, 2 луковицы, 4 сладких перца, столовая ложка томатной пасты, головка чеснока, пучок укропа, соль, уксус или лимонный сок.

 Замоченную на ночь в холодной воде фасоль отварить в полутора литрах воды, добавить очищенный от семян и плодоножки нарезанный перец, мелко нарезанные лук и морковь и продолжать варить до готовности овощей. За 10 минут до окончания варки добавить томатную пасту и мелкорубленый укроп. За три минуты до конца варки добавить толченый чеснок. Перед подачей на стол заправить суп по вкусу лимонным соком или уксусом.

 Суп с зеленым горошком

 Мелко нарезанный картофель (четыре картофелины) сварить в полутора литрах воды, добавить мелко нашинкованную морковь, нарезанный колечками лук-порей, добавить стакан зеленого горошка, посолить, варить до готовности. В конце варки суп посыпать рубленой зеленью.

 Суп из свежих грибов

 Два десятка свежих грибов очистить, отварить в двух литрах воды, добавив головку лука, соль, перец, морковь. Когда грибы будут почти готовы - положить пять мелко нарезанных картофелин, приправить суп мукой. В конце варки посыпать суп нарубленной зеленью, положить лавровый лист. 

 Грибная окрошка

 Грибы перебрать, промыть, сварить на слабом огне, охладить и мелко порубить. Вареный картофель нарезать мелкими ломтиками. Лук мелко порубить, смешать с грибами, посолить, залить квасом.

 Окрошка по-вятски

 Натрите редьку или редиску. Нарежьте холодный отварной картофель. Смешайте редьку (редиску) с картофелем, смесь посолите, оставьте минут на сорок-пятьдесят. Добавьте холодный квас, нарезанный огурец, тертый хрен (по вкусу), зелень.

 Пшенная похлебка с цветной капустой

 2-3 картофелины, 3 головки репчатого лука, 0,5 головки чеснока, корень петрушки, корень морковки, небольшой кочан цветной капусты, полстакана пшена, лавровый лист, чайная ложка пряной зелени.

 Картофель промыть, очистить, нарезать на кубики. Варить вместе с пшеном. Мелко нашинковать лук, нарезать кружочками петрушку, морковь. Все заложить в кастрюлю, разобрать цветную капусту на соцветия, стволики порезать кружочками и бросить вариться. В конце варки добавить зелень и мелко нашинкованный чеснок. Лавровый лист закладывается за 3-4 мин. до готовности похлебки.

 Постный борщ

 Замоченный чернослив проварите, удалите косточки, нарежьте.

 В кипящий отвар с грибами и картофелем положите шинкованную свежую капусту, варите 10-15 минут.

 Пока варится капуста, нарежьте соломкой свеклу и морковь, тонко нашинкуйте репчатый лук, слегка обжарьте в растительном масле (без изменения цвета), добавьте томат или очищенные помидоры, прогрейте 5-10 минут. Все это добавьте в отвар.

 Свежие грибы нарежьте ломтиками, обжарьте в растительном масле. Добавьте обжаренные грибы, морковь, коренья, чернослив, доведите до готовности, заправив по вкусу уксус, соль, сахар.

 Щи валаамские

 Капусту, резаный репчатый лук, лавровый лист, петрушку, перец горошком тушите при добавлении воды.

 Отдельно отварите мелко шинкованные свежие грибы. Выньте грибы из бульона, слегка поджарьте. Когда капуста упарится, сделается мягкой, но с хрустом, подсыпьте поджаренной до розовато-светлокоричневого цвета муки. В бульон от грибов добавьте все компоненты, свежую зелень.

 Прогревайте щи на небольшом огне, не доводя до кипения, чтобы они пропитались грибным и капустным духом.

 На 1 кг капусты: 2 небольшие луковицы, крупный лавровый лист, корень корневой или 3-4 стебля листовой петрушки, 8-10 горошин черного перца, 400-500 г грибов, ст. ложку муки, свежей зелени по вкусу.

 Тушеная капуста

 3 стакана белокочанной капусты (измельченной или нашинкованной), 1-2 луковицы, рубленый чеснок (по вкусу), стакан сельдерея (измельченного), 1-2 свежих помидора.

 Варить полчаса в небольшом количестве воды капусту, мелко нарезанные лук, сельдерей и помидоры. В конце, когда вода выкипит - посолить блюдо и добавить истолченный чеснок и мелко порубленную зелень.

 Тушеные овощи

 4 луковицы, нарезанных дольками, 1 зеленый сладкий перец, нарезанный кольцами, 100 г стручковых бобовых, стакан гороха, красный сладкий перец, 3 нарезанных стебля сельдеря, 2 свежих помидора, стакан воды.

 Нарезанные кольцами лук, перец, сельдерей, залить водой и довести до кипения. Варить на маленьком огне примерно двадцать минут. Добавить нарезанные кружочками помидоры, стакан горошка, бобовые, варить еще десять-пятнадцать минут. За три минуты до готовности добавить чеснок, растертый с солью, рубленую зелень.

 Салат острый

 Нарезать свежие или соленые огурцы (2 шт.), натереть на терке морковь и редьку (по 1 шт.), а также редис (3-5 шт.), все овощи смешать. Выложить по краям салатницы листья зеленого салата, на них - овощи, заправить столовой ложкой растительного масла.

 Винегрет

 3 картофелины, 1 свекла, 1 соленый огурец, 1 яблоко, 1 головка репчатого лука, 50 г фасоли, растительное масло, сахар, лимон, перец, зелень, соль.

 Картофель и свеклу отварить, охладить и нарезать кубиками. Фасоль отварить. Остальные продукты мелко нарезать. Лук подрумянить в растительном масле. Все перемешать, сбрызнуть растительным маслом и соком лимона, добавить перец, соль, сахар. Украсить зеленью. Вместо фасоли можно использовать зеленый горошек.

 

  Елена Киселева

 "ПРАВДА.Ру"

Автор Елена Киселева
Елена Киселева — журналист, бывший редактор раздела "Культура" Правды.Ру
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Обсудить