Мандельштам довел Гай Германику до драки

В последнее время определение "модный", относящееся к любому из представителей деятелей культуры и шоу-бизнеса, фактически стало синонимом "скандальный". И неважно, кто таким образом пытается заявить о себе - провокационный художник, светский обозреватель или юное дарование, которое совсем недавно замелькало на полосах газет. Похоже, что эпатаж становится правилом хорошего тона.

Недавно молодой, но уже довольно популярный режиссер Валерия Гай Германика снова оказалась в центре сомнительного внимания.  На этот раз интерес вызвал не продукт ее творчества, а поведение в одном из ресторанов Перми. "Новый образ российского кинематографа" оказался замешан в банальной драке - с битьем посуды и матерными оскорблениями в адрес противника.

Когда мы видим, как на улице две нетрезвые женщины неопределенного возраста визжат, лягая друг друга и вцепившись в космы, нам становится противно. Мы удивляемся тому, зачем все это надо было затевать на улице, не стесняясь прохожих. Да и вообще, когда две женщины прилюдно устраивают разборки, с крикливыми эпитетами в адрес внешности и умственных способностей друг друга, в глазах всех очевидцев они перестают быть женщинами и становятся, скорее, кем-то вроде двух самок шимпанзе.

Но вот действие переносится в ночной клуб, поводом для драки служит не какая-нибудь недопитая бутылка, а поэзия Мандельштама, и сразу все это действие приобретает некий налет богемности и творческого поиска. И мы уже сочувственно киваем: да, таланты подчас обладают скверным характером, да, это был творческий кризис, "простим угрюмство, разве это сокрытый двигатель его?" и все в таком духе.

Читайте также: В современные музеи завлекают кино и танцами

И обыкновенная драка, которая, собственно, в первую очередь свидетельствует не в лучшую сторону об интеллекте и манерах человека, становится едва ли не актом искусства. Но тут Германике удалось "сказать новое слово" - подраться в ресторане из-за ненависти к поэзии Мандельштама, такого и нарочно не придумаешь. Здесь "скандальный режиссер" оставил позади светскую обозревательницу Божену Рынску, которая недавно так же отличилась на светской тусовке, затеяв бой с кем-то из гостей. Там причина была куда банальней - посягательство на девичью честь и "филей" Рынски.

Конечно, известность Гай Германики со скандала, собственно и началась: "провокация" и "шокирующая откровенность", вот что и стало главным достоинством ее фильмов. А то, что один из центральных каналов транслировал эту откровенность, только добавило интереса к молодому дарованию.

Фото: AP

Но, видимо, чтобы поддерживать репутацию и взбадривать своих поклонников, Гай Германика и в жизни старается не обходиться без скандалов и провокаций. А что может быть лучше и ярче, чем драка в ресторане? Да еще по такому оригинальному поводу — видите ли тонкая творческая натура Германики не выносит аморфных стихов Мандельштама, и она — о, эти гении! — не может сдержаться, когда рядом с ней звучат эти омерзительные созвучия.

Само по себе эпатажное поведение-то не новость, на нем весь шоу-бизнес и держится, но вот копирование этой манеры самоподачи персонажами из среды, которая подразумевается под словом "культура", настораживает. Уже сейчас можно наблюдать тенденцию, при которой и издатель и писатель при выпуске книги ориентируется, в первую очередь, на скандал и провокацию общественности.

Чем уже только не шокировали многострадального читателя и зрителя! В ответ этот самый читатель/зритель закалился и притерпелся уже, кажется, ко всему, так что шокировать его теперь не так-то просто. Нас уже выставками настоящих трупов не удивишь, а не то, что романами про "Голубое сало". Прошли те золотые времена, когда общественность впадала в культурный шок при непечатных выражениях в книге или достоверной сцены изнасилования на экране.

Шокировать публику посредством творчества — задача не из легких, не у каждого же припасены мумифицированные трупы, которые занимаются сексом. Приходится поливать друг друга бранью в прямом эфире, как это сделали Ксения Собчак и Екатерина Гордон, выкладывать видео-онлайн родов собственной жены, по примеру Никиты Джигурды или вот разбивать бутылки о голову врагини, вслед за Гай Германикой.

Действительно, ну зачем ориентироваться на примеры, скажем, Светланы Дружининой, которую просто невозможно представить и близко к такой ситуации, когда можно закатить скандал в ресторане и попасть в лидеры интернет-новостей? Интересно только, к чему это все приведет. Тут нельзя не вспомнить произведения некоторых фантастов на тему светлого будущего: когда участниками всяких реалити-шоу с летальным исходом становятся живые люди.

Какое уж тут "от улыбки в хмурый день светлей…" или "сейте разумное, доброе, вечное". Электрошокер, приемы самообороны и заветные фантазии Джека-Потрошителя — вот залог успеха современных деятелей культуры. Если здесь можно применить это слово, которое уже давно воспринимается не то как ругательство, не то, как нечто давно забытое и навеки утраченное.

Самые интересные новости читайте на главной странице

Автор Анастасия Рогова
Анастасия Рогова — журналист, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить