Киноэпопея "Освобождение" - эталон фильма о войне

"Освобождение": война от рядового до маршала

В 1967 году, когда начались работы над киноэпопеей "Освобождение", режиссеру Юрию Озерову было немного за сорок. Майор запаса, ветеран войны, повидавший ее и в окопах, и в штабах, он учился в ГИТИСе, закончил ВГИК — все это не редкость для советского кинорежиссера. Но он единственный из кинематографистов закончил Военную академию имени Фрунзе.

Сценаристами стали журналист Оскар Курганов, работавший с 1934 по1949 год в газете "Правда", во время войны фронтовой корреспондент. Награжден орденами Красной Звезды и Отечественной войны I и II степени. А также известный писатель-фронтовик Юрий Бондарев, чьи медали: "За отвагу" и медаль "За оборону Сталинграда" можно приравнять к орденам. Каждый из них писал о том, что хорошо знал: Бондарев про солдат и офицеров, Курганов о генералах и военачальниках. Снимали в кооперации несколько стран: СССР — "Мосфильм", Югославия — "Авала-фильм", Италия — Dino De Laurentiis Cinematografica S. P. A., Польша — PRF-ZF и ГДР — Киностудия Deutsche Film AG. Работа над пятью фильмами велась до 1971 года.

Оператор-постановщик этого фильма Игорь Слабневич — тоже участник войны, сначала артиллерист, потом танкист. Награжден орденом Отечественной войны и медалью "За оборону Сталинграда". В мирное время снял два десятка лент как оператор, в том числе с режиссерами Василием Ордынским, Николаем Досталем, Ларисой Шепитько и Владимиром Меньшовым (знаменитый фильм "Москва слезам не верит"). Был режиссером двух фильмов.

Читайте также: Покрышкин: "Все снято так, как было на войне"

Первая серия, "Огненная дуга", рассказывает о Курской битве июля 1943 года. Эпопея начинается с эпизода, в котором показан Гитлер. Фюрер в исполнении немецкого актера Фрица Дица не выглядит таким уж бесноватым. Все-таки со времен предыдущей эпической ленты, фильма "Взятие Берлина", прошло почти двадцать лет, времена изменились. И Сталин уже ведет войну не один, с помощью своей железной воли и военного гения, а вместе со своими решительными военачальниками.

Верховного главнокомандующего Красной Армией играет Бухути Закариадзе, снявшийся незадолго до этого в фильме "Вертикаль" Станислава Говорухина. Георгий Жуков — Михаил Ульянов, которому после этого фильма предстояло сняться в роли Маршала Победы еще в пятнадцати фильмах и так сжиться с образом, что, когда он закончил свой земной путь, его, сугубо гражданского человека, даже похоронили с воинскими почестями. А вот Закариадзе был Сталиным еще только раза три-четыре, не больше.

По сравнению с не столь уж далекими военными и послевоенными временами, в "Освобождении" образы врагов — фашистов почти не карикатурны, а наших солдат — менее плакатны. А появление на экране генерала предателя Андрея Власова в исполнении Юрия Померанцева, и сына Сталина Якова Джугашвили, актер Иосиф Гогичайшвили, — вообще стало по тем временам настоящей сенсацией. Солдаты у Озерова сражаются, но еще они живут, нарушают дисциплину, любят, как например, капитан-артиллерист Сергей Цветаев и медсестра Зоя, его боевая подруга (актеры Николай Олялин и Лариса Голубкина). Красавец-танкист, лейтенант Васильев перед боем ночует в танке с девушкой (актер Юрий Каморный). Его робко будит, постукивая по броне, радист Дорожкин (Валерий Носик), отважному, но смешному герою которого предстояло дойти до Берлина. Разумеется, все эти нарушения дисциплины — не нравились не только экранным, но и настоящим генералам и маршалам. Ведь еще были живы и Георгий Жуков, и другие легендарные военачальники, приходилось с ними согласовывать каждый шаг. Эпизоды с командующими получились в результате немного схематичными, зато уж солдатскую правду удалось показать почти реалистично.

Сначала хотели снимать на местах реальных боев, но там, между Курском и Белгородом, всё ещё оставались на полях былых сражений неразорвавшиеся бомбы и снаряды, которые могли рвануть по-настоящему. Поэтому пришлось реконструировать события на полигоне под Киевом.

Читайте также: "Отец солдата": грузинская легенда мирового уровня

На радость десятилетним мальчишкам, среди которых был и автор этих строк, первый фильм киноэпопеи "Освобождение" шел в кинотеатрах одним сеансом со вторым, который назывался "Прорыв". Во втором фильме речь идет об освобождении Орла, Белгорода, Харькова. При форсировании Днепра на западном берегу, занятом фашистами, высадили десант и создали ложный плацдарм, чтобы отвлечь на него силы немцев. Десантники были окружёны, и большая их часть погибла. Лишь немногим удалось прорваться и выйти к основной переправе советских войск. Среди них — артиллерист Цветаев и майор Орлов. А в Европе в это время арестован Бенито Муссолини, роль которого исполнил итальянский актер Иво Гаррани. По приказу Гитлера итальянского диктатора освободила специальная диверсионная группа Отто Скорцени (румынский актер Флорин Пьерсик). Финал ленты — Тегеранская конференция.

Третья часть — "Направление главного удара", снимавшаяся в 1969 году, рассказывает об операции 1944 года "Багратион" в Белоруссии и освобождении территории СССР. Союзники тем временем высаживаются в Нормандии, а немецкие генералы устраивают покушение на Гитлера. Но заговор раскрыт, мятеж подавлен. Историкам все эти факты, конечно, были известны, но в то время широкая публика, в особенности молодежь, впервые о них узнала из фильма "Овобождение".

Читайте также: Операция в Вольфшанце: охота на Гитлера

"Битва за Берлин", четвёртый фильм эпопеи, снимался в 1971 году. Насколько я помню, он шел в кинотеатрах, как и два первых, в блоке с "Направлением главного удара"… Бои идут на подступах к Берлину, на Зееловских высотах. А в это время на Ялтинской конференции встретились Сталин, Рузвельт, которого играл польский актер Станислав Яськевич и Черчиль, в исполнении талантливого артиста, дрессировщика Юрия Дурова.

И, наконец, заключительный фильм киноэпопеи "Освобождение" — "Последний штурм" рассказывает о майских днях 1945 года. Его просмотрело больше всего зрителей, ведь серия демонстрировалась в СССР по Центральному телевидению ко Дню Победы, 9 мая. Снимали в столице ГДР. В то время в Берлине начиналась реконструкция одного из центральных районов. Старые дома предполагалось снести, чтобы на их месте возвести современные здания, поэтому район отдали под съёмки фильма, можно было взрывать и крушить.

"Рейхстагом" стал полуразрушенный собор в том же Берлине. Его фасад и парадная лестница напоминали рейхстаг, который тогда находился в Западном Берлине, самостоятельном городе-государстве. Эпизод с затоплением берлинского метро — спорный момент. Некоторые историки считают, что он основан на реальных событиях: эсэсовцы взорвали тоннель, проходящий под каналом в районе Треббинерштрассе. Вода хлынула в метро, где укрывались мирные жители и раненые. Но многие исследователи утверждали и утверждают, что все было не совсем так. Да, воду в метро пустили, но она не залила его полностью, а только на метр. Снимали трагедию в Подмосковье, на канале имени Москвы, где построили декорацию берлинской подземки. Привезли туда вывезенные в 1945 году по репарации из Берлина подлинные вагоны, открыли шлюз и затопили "метро".

В этом фильме звучит песня "Последний бой" в исполнении Михаила Ножкина, чей герой, лейтенант Ярцев спасал утопающих. Другие музыкальные произведения сочинил композитор Михаил Левитин, автор музыки к экранизации "Тихого Дона" Сергея Герасимова.

Один из самых запоминающихся эпизодов концовки эпопеи — "экскурсия" советского офицера-связиста в логово врага. Герой Леонида Куравлева по приказу командования тянет телефонный кабель в рейхсканцелярию. Там он сталкивается нос к носу самим Геббельсом и становится невольным свидетелем его гибели. Он подытоживает увиденное словами: "Да, хреновато тут у вас".

Отношение к эпопее было и осталось неоднозначным, как по части художественных достоинств, так и, в особенности, по исторической достоверности. Ветераны ворчали, вспоминая свой опыт и соотнося его с тем, что увидели на экране. Но сравнительно с более поздними фильмами сегодня киноэпопея "Освобождение" воспринимается как эталон. Признано, что эта киноэпопея — одно из лучших и самое масштабное произведение о Великой Отечественной, само уже ставшее частью нашей советской истории. После "Освобождения" Юрий Озеров снял продолжение, другую киноэпопею "Солдаты свободы". Идея была — рассказать о солдатах стран Восточной Европы, участвующих в разгроме фашизма, но продолжение уже не пользовалось таким оглушительным успехом у зрителей.

Читайте самое интересное в рубрике "Культура"

Автор Юрий Енцов
Юрий Енцов — журналист, внештатный автор Правды.Ру *
Куратор Дарья Митина
Дарья Митина — историк, государственный деятель, внештатный корреспондент и ведущая эфиров Правды.Ру *
Последние материалы