Пьер Карден - это наше всё

Карден и Диор – имена, которые мы выучили первыми. В СССР не было секса и моды. Были модельеры – конструкторы, и Вячеслав Зайцев, с одной стороны – единственный модный гуру, с другой стороны от имени Зайцева веяло чем-то диссидентским. И вдруг появилась планета – Карден.

 Мы готовы были идти на все, нам можно было впарить любую безвкусицу, лишь бы на ней был лейбл Кардена. И нельзя нас винить за то, что мы восторженно приветствовали первую ласточку моды, прорвавшуюся через железный занавес страны без моды.

 Во всем мире модники и модницы давно поменяли свои пристрастия – Кардену остались верны исключительно респектабельные консерваторы. И вообще пальму первенства в моде у французов давно отобрали японцы. Только мы остались верны своей первой любви. И где-то в подсознании прочно сидит, что все эти бутики, все эти имена по большей части большинству не известные – не настоящая мода. А настоящая – это сносить вещь от Кардена и умереть.

 И Карден ответил России взаимностью – он был в Москве 26 раз, причем не без гордости говорит, что на показе его коллекции на Красной площади присутствовало двести тысяч зрителей. Может быть, эта цифра и преувеличена, но не намного.

 Так же он покорил и Китай, тоже пробившись в Китай первым.

 Сегодня маэстро Карден стоит особняком - патриархом. Как Алла Пугачева на российской эстраде. Время течет мимо них – чтобы они не делали, какое-то время они будут первыми, а потом станут легендой.

 На Кардена, кроме того, работает еще и империя моды. Карден продал уже более 900 лицензий в 140 странах мира, а его компания насчитывает 200 000 сотрудников.

 Пьер Карден – это не только одежда, это и ароматы, и дизайн самых невероятных вещей, вплоть до сигарет. Пьер Карден получил всемирную известность также как знаменитый дизайнер. Он запатентовал более 500 дизайнерских изобретений не только в области моделирования одежды, но и в архитектуре, на транспорте, в сфере рекламы товаров и всякого рода зрелищ. Журнал «Тайм» назвал Кардена хитроумным фанатиком, который умудрился написать свое имя буквально на всем, «что можно прибить гвоздями, приклеить, пришить, привинтить, привязать, растиражировать или разлить по бутылкам, закрыть, открыть и употребить». Сегодня 160 миллионов людей на всех континентах приобретают продукцию с маркой «Карден».

 Нам кажется, что Карден был всегда – появился в готовом виде законодателем мировой моды. Но Карден повторил историю Золушки, правда, без помощи принца.

 Будущий модельер родился в небольшом городке неподалеку от Венеции. Отец его был виноделом, и сын мог бы продолжить семейное предприятие. Однако он уехал из Италии и свои школьные годы провел во Франции. В четырнадцать лет Пьер уже поступил подмастерьем к портному, а после этого отправился покорять Париж.

 Сам Карден сравнивает себя с д'Артаньяном. Он был не менее честолюбив, чем знаменитый мушкетер, и вскоре подружился с известным поэтом, драматургом и талантливым мемуаристом Жаном Кокто. Карден решил сделать себе блестящее имя, а для этого надо было стать прекрасным мастером, поэтому он устроился работать в самые престижные парижские дома моды — Пакена Скиапарелли и Кристиана Диора.

 Всего через пять лет, в 1945 году, в Париже открылся «Дом Кардена», а потом и два фирменных магазина при нем: в 1954 году — «Ева», а еще через три года — «Адам». Сегодня годовой оборот фирмы составляет примерно 12 миллиардов долларов, что является высшим достижением среди всех стилистов мира.

 Высокая мода «от Кардена» не была особенно сложной для восприятия - кутюрье всегда придерживался геометрического стиля. Особую роль в моделях Кардена, конечно, играют ткани, из них знаменитый мэтр отдает предпочтение трикотажу (джерси), эластику, шифону и винилу. Когда-то критики называли Кардена «бароном шелка» за пристрастие к этому изысканному материалу. Для последней коллекции он нашел новую оригинальную ткань, внешне напоминающую лакированный каучуковый слой. Она легка, непромокаема и, кроме того, переливается всеми цветами.

 Карден всегда отдавал предпочтение ярким и чистым цветам.

 Что же касается собственно одежды, то именно Карден придумал многие формы и конструкции, которые в разное время покоряли мир: прямые и зауженные книзу платья-«мешки», юбки-« бочонки», юбки-«тюльпаны», жакеты-«пузыри», подобранные на бедрах поясом, металлические украшения, похожие на торчащие плотницкие гвозди, аппликации, узоры и прорезные фестоны в виде четких зигзагов и двухцветных диагоналей, трикотажные полотна, выработанные «лапшой» или в духе картонных сот из-под яиц, жесткую виниловую кайму на подолах и кринолины-«абажуры» под обтягивающими платьями.

 Он является обладателем 24 престижных международных и французских наград. В 1974 году Карден стал кавалером ордена Почетного легиона, а в 1988 — итальянского ордена «За заслуги» и «Священные сокровища» — высшей награды Ватикана. В 1985 году Карден был избран членом французской Академии изящных искусств и стал «бессмертным», как называют во Франции почетных академиков. В 1990 году коллекции Кардена выставлялись в лондонском Музее Виктории и Альберта, что является большой честью даже для знаменитых мастеров, а последняя его коллекция — в здании фирмы напротив Елисейского дворца, где находится резиденция французского правительства.

 Накануне своего восьмидесятилетия кутюрье заметил, что Ив-Сен-Лоран ушел, и это его право, а он, Карден, не уйдет, потому что хочет и будет работать. «Я, наверное, умру, работая» - сказал Карден.

  Елена Киселева

Автор Петр Ермилин
Петр Ермилин — журналист, редактор "Правды.Ру"
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *