Прощай, немытая Европа!

В общественном сознании прочно обосновался стереотип, что Европа равно цивилизованность. Причем якобы так было всегда. Однако история говорит об обратном. Взять хотя бы тот же вопрос с гигиеной. Европейцы почерпнули культуру гигиены во время Крестовых походов на Восток. И это при том, что древние римляне парились в термах задолго до пришлых варваров.

Общественные бани в Европе

Еще в 1980-е годы группой французских, британских и американских ученых под руководством историков из школы "Анналов" - Филиппа Арьеса и Жоржа Дюби - был создан пятитомник, который охватывает всю историю Запада с Античности до конца XX века.

Во втором томе — "История частной жизни. Европа от феодализма до Ренессанса" — авторы поведали, как изменились семейный быт и общественный уклад по сравнению с Античностью и началом Средних веков, как юридические принципы соотносились с бытом.

Интересно, опровергают или поддерживают устоявшуюся точку зрения маститые ученые. Для затравки прочитаем следующий абзац из научного фолианта: "Обычай отводить часть территории дворца под баню, утвердившийся в эпоху Высокого Средневековья, продолжился в XI-XII веках в клюнийских монастырях, равно как и в высшем свете. Ни одна публичная трапеза не обходится без кувшинов с водой для умывания, которые ставятся перед гостями.

Развлекательная литература нередко использовала сюжет о том, как странствующий рыцарь останавливается на ночлег в гостеприимном доме и как хозяйские дочери отмывают его с помощью подручных средств — соломенного жгута (мочалки) и скребницы, а затем перевязывают ему раны. Умывание присутствует и в рассказах о феях, которые любят, разоблачившись, купаться в источниках; фаблио представляют купание в теплой ванне как обязательную прелюдию к любовным играм.

Омовение тела (собственного и чужого) кажется исключительной прерогативой женщин, которые и дома, и на природе по-хозяйски распоряжаются водой".

Однако на следующей странице читаем: "Но поскольку подобные процедуры обнажали тело и все его прелести, моралисты относились к ним с большим подозрением: принятие ванны, с их точки зрения, — источник всяческих непотребств. В ритуале покаяния Бурхарда Вормсского приведена подробная тарификация грехов, угрожающих мужчинам в случае совместного купания с женщинами".

Все-таки к гигиене наши западные сородичи относились с некоторой опаской и осуждали русских за совместное мытье в бане.

"Ламбер Ардрский, историк рода графов де Гин, упоминает о том, что юная супруга прародителя его героя купалась в пруду возле замка на виду у домашних; при этом автор не забывает отметить, что она была целомудренно одета в белую сорочку. Сохранились свидетельства того, что во всех двадцати шести общественных банях, открытых в Париже в конце XIII века, были установлены строжайшие правила поведения.

Однако эти заведения все равно считались подозрительными в силу своей публичности: предпочтительней было мыться дома, причем в наиболее потаенной его части. Процедура омовения сопровождалась всяческими предосторожностями, которые были, по-видимому, наиболее строгими в самой регламентированной частной среде: у монахов".

Запреты ведут к разнузданности  

Запреты обычно ведут к разнузданности. Вот пример: "Необходимость соблюдать меру, осмотрительность наиболее ярко проявляется по отношению к волосам. Они считались необходимым атрибутом женщины как дарованная природой "вуаль", как символ их врожденной неполноценности и подчиненного положения. Поэтому им вменялся в обязанность уход за волосами, тогда как мужчины, проявляющие излишнюю заботу о своей шевелюре, напротив, подвергались порицанию.

Женщина не должна была с распущенными волосами выходить из дома и являть себя обществу, ибо в эпоху, о которой я здесь говорю, женские волосы рассматривались как эффективное средство обольщения и источник неимоверного эротического притяжения. Светские условности обязывали женщину приглаживать волосы и заплетать их в косу".

Согласитесь, это мало отличается от предписаний "Домостроя" "должна быть при муже, плести косы и во всем его слушаться" да и законов шариата. Просто Запад потом далеко зашел в своем "прогрессе" и оторвался от мирового мейнстрима. Западом овладела идея всемирного мессианства, навязывания всем и вся своих "прынцыпов" и ущербного материалистического мировоззрения.

И ничего смешного нет в проповеди загнивания Запада, о котором говорили европейские мыслители, начиная с Маркса и заканчивая Шпенглером и Тойнби. Глядя на интуристов, дурно одетые советские граждане мрачно шутили, мол, загнивая, Запад при этом издает чудный аромат. Задумайтесь, духи используют, чтобы отогнать запах тления.

Материализм лежит в основании западного образа жизни. Пожалуйста, прочтите этот пассаж из второго тома "Истории частной жизни. Европа от феодализма до Ренессанса": "Тем не менее у нас есть основания думать, что далеко не все мужчины и женщины той эпохи были готовы отказаться от использования своего тела для укрепления личной власти.

Об этом свидетельствует одно место в трактате Анри де Мондевиля, посвященное способам украшения своего тела, причем автор оправдывает подобные действия двумя соображениями. Первое из них практическое: оно состоит в том, что врач, который знает, как усилить привлекательность того или иного человека, способен заработать кучу денег, ибо спрос на такие услуги очень велик.

Второй аргумент касается роли тела в социальных отношениях, о чем Мондевиль рассуждает довольно долго; ему кажется очевидной необходимость полноценного использования человеком своей физической привлекательности, которая может помочь преуспеть в жизни и победить в светском соревновании, где заметно укрепляется дух индивидуализма".

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Обсудить