Стоп, машина: больше не скинут полтину за "Ладу Калину"

Развитие отечественного автопрома — тема наболевшая: с одной стороны из бюджета на него щедро сыплются дотации, с другой (но из того же кармана) народу раздают бонусы, чтобы спонсируемые государством "железные кони" казались милее импортных. Но грядут перемены.

Минэкономики РФ предлагает повысить субсидии автопрому — точнее, семь лет держать на нынешнем уровне в 65 млрд рублей ежегодно. Теоретически деньги пойдут на "развитие наукоемких технологий в области автопилотов, электромобилей и гибридов". На практике все это лишь инвестпроекты, эфемерные и затратные. Эксперты предлагают спуститься с небес на землю и развивать газомоторный транспорт, но их не слушают.

Если для автопрома ничего не жалко, то для авторынка — увы. Минпромторг, в отличие от МЭР, собрался экономить. Его глава Денис Мантуров пообещал с нового года закрыть самые массовые программы поддержки покупателей бюджетных российских автомобилей.

Отменят, например, премии за утилизацию старого "коня" в случае приобретения нового. В некоторых случаях они доходили до 350 тысяч рублей, а это немало для поклонников родного автопрома.

Чем может быть вызвано такое решение? Думается, прежде всего, тем, что автопродажи в нашей стране и так демонстрируют за последнее время весьма приличный рост. Так, среди "легковушек" массового сегмента за 9 месяцев 2017 года этот показатель составил больше 10%! Видимо, в подтверждение любимого тезиса "заклятых друзей" России о том, что "ее экономика порвана в клочья" - и, соответственно, "несчастным" россиянам остается только голодать, а не думать о чем-то, кроме "хлеба насущного", вроде тех же личных автомашин. Кстати говоря, полностью отечественных "Лад" стали покупать даже больше среднего — на 16,5%.

Правда, наблюдается некоторое снижение продаж в премиум-сегменте, на 1,4% — среди таких брендов, как Land Rover, Porsche, ‎Mercedes и т. п. — что поделаешь, у богатых тоже свои проблемы. Но, в конце концов, меры правительства по увеличению автопродаж были адресованы покупателям бюджетных машин — и, похоже, увенчались успехом.

Еще большему оживлению автопродаж может послужить как раз заявление главы Минпромторга о сворачивании их поддержки.

Осень — не самый популярный период для покупки машин, ведь впереди зима с ее сложными условиями вождения и реагентами на дорогах, из-за которых многие даже опытные водители стараются ездить поменьше. Да и если вдруг захочется купленную машину продать, ее стоимость на вторичном рынке снижается с каждым годом возраста, учитываемого строго по календарю. То есть авто, купленное 31 декабря, будет на год старше приобретенного хотя бы 2 января. И многие желающие обзавестись новой машиной откладывают покупку с осени хотя бы до весны. Но тут раздаются слова Дениса Мантурова о том, что с нового года халява закончится. Те, кто копил на машину, могут запаниковать и ринуться в автосалоны.

Впрочем, о ликвидации поддержки автопродаж речи не идет — просто эти программы станут более "адресными". На 10% скидки могут рассчитывать семьи с двумя и более детьми, а также граждане, покупающие автомобиль впервые. Сохраняются и скидки для покупки автотранспорта фермерам и субъектам малого и среднего бизнеса.

На это в 2018 году планируется потратить около 10 млрд рублей — деньги немалые, но все же в разы меньше, чем было выделено на 2017 год.

Автор Юрий Носовский
Юрий Носовский — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить