Валютный контроль по-русски — дешевый водевиль

Госдума приняла в третьем, окончательном, чтении закон, расширяющий для уполномоченных банков перечень оснований для отказа в совершении валютных операций. Документ призван улучшить контроль за бюджетными доходами, повысить эффективность работы с дебиторской задолженностью по штрафам за нарушения валютного законодательства и сократить количество незаконных валютных операций.

Особенности закона, предоставляющего финансовым организациям возможность отказывать клиентам в проведении валютных операций, прокомментировал "Правде.Ру" профессор кафедры Международных финансов МГИМО, председатель Русского экономического общества имени Шарапова Валентин Катасонов:

— Еще до принятия закона банки получили соответствующие нормативные документы о том, чтобы внимательней смотреть на своих клиентов, на счета, которые открывают их клиенты, на операции, которые проходят через эти счета. Буквально две-три недели назад уполномоченный при президенте России по правам предпринимателей Борис Титов поднял шум, заявив, что банки практически "гнобят" малый бизнес. Речь шла о том, что банки стали массово отказывать в открытии счетов представителям малого бизнеса.

Банки действует по-своему рационально. Потому что, если попадет какой-то "таракан", какой-то сомнительный клиент в этот банк, то у банка будут серьезные неприятности. Хорошо изучать клиента, изучать его связи, его операции у банка просто нет возможности. Поэтому, есть неписаная инструкция, чтобы сомнительных клиентов разворачивать на 180 градусов. Это самая настоящая катастрофа. Безусловно, и банкам это неприятно. Но из двух зол они выбирают меньшее. А сейчас это переносится на все валютные операции. Не исключено, что "с водой выплеснут ребенка".

На самом деле, вопрос о необходимости восстановления валютного регулирования, валютных ограничений, перезрел. Но то, что сегодня делает Государственная дума, это просто какое-то издевательство. Это не решение проблемы.

Давайте вспомним, как у нас было организовано валютное регулирование в 90-е годы, и в первой половине нулевых, до тех пор, пока не были внесены поправки в Федеральный закон о валютном регулировании, валютном контроле, которые практически легализовали полную валютную свободу. Можно сказать, состоялась стопроцентная валютная либерализация.

Сейчас же устраивается какой-то дешевый водевиль, чтобы сказать: "Вот, мы занимаемся валютным контролем, валютным регулированием". Это просто издевательство.

— Стоит ли ожидать ужесточения валютного контроля?

— Прошла информация о том, что якобы министерство финансов попросило внести в упомянутый закон положение о том, что ЦБ и правительство наделяются полномочиями вводить валютные ограничения в случае возникновения угрозы финансового кризиса. Сегодня это делает половина стран мира и без всяких законов. Это повседневная жизнь, и денежные власти должны действительно очень внимательно к этому относиться, и не надо спрашивать какого-то разрешения законодательной власти, парламента для того, чтобы это делать.

Это как на войне. Если мы будем ждать, когда ГД скажет, что мы объявляем войну государству, которое уже неделю нас утюжит, сами понимаете — это полный абсурд. И вот прошла информация о том, что Антон Силуанов на каком-то мероприятии публично опроверг это. Он сказал: "Нет, мы никаких инициатив не вносили". То есть он публично еще раз озвучил свою клятву "вашингтонскому консенсусу". И Орешкин тоже поспешил. Он сказал: "Мы категорически против". То есть это тоже такая клятва на верность "вашингтонскому консенсусу". Это лакмусовая бумажка, которая показывает, на чьей стороне эти ребята. Они на той стороне.

— Что может ждать руководителей проштрафившихся банков?

— Банкиры — это люди, у которых иммунитет от наказания. Как у сотрудников дипломатических представительств. Не только у нас, во всем мире так. Вот разразился финансовый кризис 2007–2009 годов. Я специально следил, сколько банкиров окажется за решеткой? Да ни одного. Штрафы были, с некоторым запозданием, но были. И никого не посадили.

— Коснутся ли новые правила тех физических лиц, которые пытается выводить валюту за рубеж при помощи хитрых схем?

— Этот документ распространяется и на юридических, и на физических лиц. Как раз Борис Титов и говорил, что у таких физических лиц, а это, фактически, малый бизнес без образования юридического лица, уже полмиллиона отказов от банков. Это кошмар какой-то. Конечно, малый бизнес привык без банков работать, на одном "кеше", но вы сами понимаете, что сейчас и "кеш" пытаются ликвидировать. Вот тогда ситуация станет совсем тухлой.

Примерно, как при денежной реформе в Индии, когда полегли миллионы индусов прямо в физическом смысле. Потому что, там резко сократили наличную денежную массу, которую использовал малый бизнес, и всех предпринимателей пытались загнать в банк. В Индии, возможно, это была некая экспериментальная площадка. Не исключено, что у нас тоже может произойти подобное в недалеком будущем.

Автор Лада Коротун
Лада Коротун - журналист, интервьер, корреспондент Правды.Ру *
Обсудить