Как в Москве разбили парк

Кто-то, возможно, собирался посетить новый московский парк "Зарядье" в предстоящие выходные (открылся он в прошлую субботу, но первые два дня работал только по приглашениям) - и теперь, читая новости, думает: интересно, успею ли я хоть что-нибудь увидеть в целости и сохранности? Увы, очень дорогой уникальный проект, как магнит, притягивает вандалов.

Вчера был третий день "полноценной" (не по спецприглашениям) работы парка, и за это время там успели: повредить стекло на куполе филармонии, выбить камнем световое окно "Медиацентра" и расколотить уличные фонари у входа в "Заповедное посольство", а также уничтожить 10 тысяч растений, лишив северную ландшафтную зону трети зеленых насаждений.

Сегодня администрация "Зарядья" объявила о переходе на новый режим работы. Теперь попасть в парк, включая "Парящий мост" и павильоны, можно будет с 15-минутными интервалами. Эта мера названа вынужденной и объясняется необходимостью "распределять потоки людей и контролировать объекты".

Кроме того, с 18 сентября в "Зарядье" начнутся восстановительные работы, и вплоть до их окончания по понедельникам парк будет открыт для посещения только с 14:00. В остальные дни попасть на территорию можно с 10:00, павильоны закрываются в 20:00, вход -  в 21:00, выход - в 22:00. Вокруг монтируют заградительную решетку.

На сайте объявление о мерах предосторожности озаглавлено "Спасем Зарядье!" Только успели открыть, уже пора спасать. Это называется "спохватились". Вчера начальник отдела по садово-парковой и природоохранной работе элитной зеленой зоны Игорь Сафиуллин рассказывал прессе о бесчинствах публики. Он особо подчеркнул: некоторые посетители не просто вырывали растения, они выкапывали их с корнем, прятали в сумки и выносили за пределы парка. Не пощадили даже редкие эндемики, мхи и болотную купальницу из Красной книги.

Как горько поведал журналистам директор "Зарядья" Павел Трехлеб, есть версия о том, что все разрушения причинили одни и те же люди (кроме вытаптывания растений - тут коллективный "труд"). В парке есть охрана, признал Сафиуллин, но что она могла сделать? Народ валом валит, парк для того и построен, уследить за всеми невозможно, объектов много, и вандалов - тоже.

Но сокращать наплыв посетителей невыгодно: от них зависит окупаемость проекта. Чем больше людей купят билеты в павильоны и экспозиции, оплатят парковку, побывают на классах в лектории после открытия подземного комплекса, посмотрят фильмы "Полет над Москвой" и "Машину времени" - тем быстрее удастся отбить вложенные в создание парка средства. По заверениям московских властей, это около 14 млрд рублей, по данным СМИ - примерно вдвое больше.

Удивляет другое - почему при такой смете не предприняты элементарные меры безопасности. Открытие такого объекта, как "Зарядье", должно было состояться только после сдачи в эксплуатацию системы камер, которыми, похоже, парк по-прежнему не доукомплектован. Очевидно, строители очень торопились сдать объект ко Дню города (9-10 сентября).

Удивительно и то, как можно было не расставить в парке охрану и не предусмотреть ограждения для предотвращения вытаптывания зеленых зон. Вместо того чтобы горько сетовать на "некультурных посетителей", впору снимать головы с администрации парка, ответственной за организацию посещения "Зарядья", безопасность посетителей и самой зеленой зоны.

Есть и другие неувязки. Припарковаться в районе Ильинки, то есть в непосредственной близости от "Зарядья", фактически невозможно. Руководство элитной зеленой зоны предлагает воспользоваться прилегающей парковкой ГУМа, но это пространство почти круглосуточно забито машинами посетителей торгового центра. Директор департамента капитального ремонта правительства Москвы Алексей Елисеев сообщил СМИ, что скоро при парке появится и подземная парковка общей вместимостью до 1000 машиномест. "Скоро" - но не сейчас, не завтра, не на следующей неделе, не до открытия парка.

Понятно, что надо было разрезать красную ленточку в определенный срок. Но это не отменяет требований к общественным местам повышенной проходимости. Непродуманность движения по парку, отсутствие контроля и надзора - очень серьезные должностные правонарушения. И хотя, как нас уверяют, с терроризмом внутри страны покончено, почивать на лаврах рано.

А к самим "праздно гуляющим" можно было бы легко применить так называемую гонконгскую формулу - взимать астрономические штрафы за нанесение малейшего ущерба общественным чистоте и порядку. В Гонконге за выбрасывание мусора положен месяц принудительных работ, за выплюнутую не к месту жвачку - сто долларов штрафа и специально для мужчин моложе 50 лет порка в назидательных целях. Город уже 23 года блистает чистотой, а ведь прежде был одним из самых грязных в Азии.

У нас в УК про порку ничего не сказано, но зато есть статья 214 о вандализме. По ней, например, осудили пьяного мужчину, в середине августа отпилившего голову памятнику Ленина в поселке Динас (Свердловская область). Штраф в 300 тысяч рублей и 300 часов обязательных работ - скорее всего, ощутимое наказание для селянина. Но чтобы судить - надо сначала поймать, а для этого - вычислить. В уральском поселке Динас с этим разобрались, а в сердце Москвы - никак.

Фраза про сердце - неслучайная. Как известно, парк "Зарядье" создан на месте снесенной гостиницы "Россия" - когда-то самой большой в СССР, построенной во времена Хрущева на месте одного из старейших кварталов столицы. Долгие годы стройплощадка, оставшаяся после разрушения гостиницы, стояла незастроенной.

И вот - впервые за 200 лет в пределах Бульварного кольца разбит новый парк.

Концептуально зеленая зона, возникшая на месте строительного пустыря, продлевает идею нового парка, недавно разбитого прямо в кольце кремлевских стен. Там пустое пространство возникло после сноса корпусов, возведенных в 1930 году на месте старейшего в Кремле Чудова монастыря. Согласно официальной версии, зеленые пространства появились в Кремле и под его стенами по настоянию президента России.

В ноябре парк "Зарядье" намерен дополнить свою экспозицию открытием ледяной пещеры под холмом с постоянной температурой минус пять градусов. Помимо арктической инсталляции, подземные пространства будут состоять из лабораторий, лектория, малых учебных залов. Разумеется, температура в этих помещениях будет отнюдь не минусовая.

В целом парк строили четыре года, по проекту консорциума во главе с нью-йоркским архитектурным бюро Diller Scofidio + Renfro совместно c ландшафтными архитекторами Hargreaves Associates, также из Нью-Йорка, и московскими урбанистами Citymakers.

Зеленый комплекс призван показать все разнообразие флоры на просторах России - от заболоченной тундры и тайги до субтропического крымского ареала. В парке высажено более миллиона редких видов растений, многие из которых давно занесены в Красную книгу (а потом и в сумки ушлых посетителей). По поводу краснокнижных саженцев и прочего биологического культпросвета - и досада, и жалость, и недоумение: зачем в центре Москвы ботанический музей под открытым небом? Возможно, людям нужен просто парк.

Так уж исторически сложилось, что Россия обожает помпезные завораживающие проекты, потрясающие воображение - от Петергофа до строительства городов-садов в вечной мерзлоте. Но если взять пример Центрального парка в Нью-Йорке, то легко заметить, что создавать надо не "пустыни немых площадей", мощеных роскошной гранитной плиткой, и не ботанические инсталляции, а места для жизни горожан.

В пределах Бульварного кольца и Замоскворечья толком нет места для прогулок и отдыха в зеленой зоне. И вот, вместо того чтобы использовать пустырь для создания хорошего парка, возвели очередное "восьмое чудо света". К сожалению, "родимые пятна" все те же - удивить, потрясти, построить что-то космическое, но не место для нормальной человеческой жизни.

Автор Александр Артамонов
Александр Артамонов — военный обозреватель, редактор французской версии, ведущий обзоров «Контрольный выстрел» — на канале медиахолдинга «Правда.Ру» *