Небоевые потери: отчего солдаты Порошенко лезут в петлю

В Кременчуге спасли от суицида бойца так называемой АТО (антитеррористической операции, как украинские власти называют свои действия на востоке страны). Он пытался прыгнуть в Днепр с моста. Сделать последний шаг ему не позволили проезжавшие мимо водители, сообщает газета "Факты". Власти Украины, которые отправляли людей на эту бессмысленную войну, опять умоют руки.

Свести счеты с жизнью пытался 33-летний участник АТО. Он два года находился в зоне боевых действий. За это время у него распалась семья, а вернувшись домой, мужчина почувствовал себя никому не нужным. Выпив для храбрости, отправился на мост.

Его спасли, но других не удалось. Ранее "Правда.Ру" сообщала данные, озвученные главой МВД Арсеном Аваковым: на Украине покончили с собой более пятисот военных, участвовавших в операции в Донбассе.

Когда Порошенко шел на выборы президента, он пел о том, что АТО закончится очень быстро, а те, кто согласится в ней участвовать, попадут под золотой дождь. Его солдатам обещали огромные деньги. Однако выяснилось, что немыслимые богатства надо искать на офшорных счетах Порошенко, а не в кошельках его солдат. Да ладно деньги: оказалось, что и другие проблемы людей, посланных им на войну, главнокомандующего не интересуют.

Глава украинского МВД Аваков ссылался на зарубежный опыт с высоким процентом посттравматического синдрома среди демобилизованных и говорил, что количество случаев насилия к членам семей со стороны вернувшихся участников АТО выросло в восемь раз. При этом понятно, что далеко не каждый случай такого насилия фиксировался в полиции — люди стараются покрывать преступление непутевого родственника.

По словам Авакова, ничего из ряда вон выходящего не происходило. Дескать, во всех армиях мира посттравматический синдром поражает до 95% людей, вернувшихся с войны. Конечно, министр МВД нагло врал. Чтобы это понять, необязательно даже ссылаться на мнения российских и зарубежных экспертов. Самое что ни на есть "патриотическое" издание, "Украинская правда", ранее публиковало другую новость: начальник Научно-исследовательского центра гуманитарных проблем ВСУ Назим Агаев говорил, что в мире норма подверженных психогенным травмам бойцов составляет 25%. Разница — в сотни жизней.

Возведение 95% таких потерь в норму — хорошая возможность властей Украины уйти от ответственности. Нет, вообще-то и такие цифры порой наблюдались в истории военных конфликтов. Но не всегда принимались обществом. Например, подобное было в США. Когда после позорной вьетнамской войны многие ветераны бросали свои медали под стены Капитолия в знак протеста против преступных приказов политиков. Так они каялись в военных преступлениях против народа Вьетнама. Не поняли логику властей и многие английские солдаты. После известной "Бури в пустыне" тысячи людей на длительное время стали пациентами реабилитационных центров.

Да, сейчас на украинском ТВ нет недостатка в ура-патриотической пропаганде. Есть проводимая властями "военно-патриотическая работа". Даже какие-то льготы демобилизовавшимся воинам имеются. Только почему-то они не осознают себя настоящими героями. Почему-то лезут в петлю.

Кстати, 500 с лишним суицидов — это только среди демобилизованных, а так, официальная, хоть и донельзя заниженная, статистика Минобороны Украины говорит еще и о 800 с лишним "небоевых потерях".

Власти Украины провели через мясорубку войны около 200 тысяч человек. Начальник украинского Генштаба генерал Муженко ничтоже сумняшеся заявил, что "армия имеет крупный мобилизационный резерв", минимум на 100 тысяч человек. Из числа демобилизованных участников АТО. Тех самых, из которых, по словам Авакова, 95% имеют посттравматический синдром. Решение Киева делать ставку в войне на них может выглядеть логичным только в рамках извращенной логики ее нынешних правителей.

Автор Юрий Носовский
Юрий Носовский — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру