Почему нашему государству пора объявить войну офшорам

Согласно новому заявлению американского Национального бюро экономических исследований, россияне держат в офшорах огромную сумму, эквивалентную примерно 75% национального дохода. Но нарастающее экономическое давление на Россию со стороны США и их сателлитов, выражающееся во все более изощренных санкциях и ограничениях, не может не мотивировать нас к действиям в пользу усиления нашего внутреннего потенциала. Извечные либеральные иллюзии о том, что "заграница нам поможет", сегодня кажутся издевкой. Давлению извне следует противопоставить политику экономического роста с опорой на национально ориентированный бизнес, нивелируя нанесенный вред продуманными структурными реформами. В связи с этим представляется анахронизмом сложившийся в нашей стране экономический уклад офшорного типа, который делает нас удобной мишенью для недобросовестных партнеров.

Проблема ухода бизнеса от налогов или налоговой оптимизации через офшоры заинтересовала наших законодателей еще на заре рыночных реформ. Существенным стимулом для борьбы с офшоризацией стали рекомендации президента РФ Владимира Путина, прозвучавшие в декабре 2013 года в послании Федеральному собранию: облагать доходы российских компаний вне зависимости от места регистрации, отказывать оффшорным компаниям в государственной поддержке в виде кредитов и гарантий, не допускать их к исполнению государственных контрактов и так далее.

Дело налоговой деоффшоризации, казалось бы, сдвинулось с мертвой точки в январе 2015 года, когда вступили в силу правила о налогообложении контролируемых иностранных компаний, согласно которым российские налоговые резиденты отчитываются по таким компаниям и платят налог на прибыль в российский бюджет по ставке 13%, если они проводят более 183 дней в году в нашей стране.

Однако результат принятых решений оказался не очень обнадеживающим: налогоплательщики стали убегать из-под российской юрисдикции.

Переход в категорию налогового эмигранта совсем не обременителен: достаточно проживать в другой стране более 183 дней, не отказываясь от гражданства и даже не снимаясь с регистрационного учета по месту постоянного жительства.

Одним из звоночков была новость о том, что известный предприниматель, владелец USM Holding Алишер Усманов лишился статуса налогового резидента России в октябре прошлого года. Согласно опросу 300 состоятельных россиян, проведенному адвокатским бюро "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры", из-за смены правил 40% предпринимателей решили отказаться от статуса российского налогового резидента, еще девять процентов перевели активы на родственников — нерезидентов.

Около одной трети из пятисот самых богатых российских бизнесменов решили покинуть страну. Не помогла даже плоская ставка в 13%, рассматриваемая как привилегия. Многие готовы платить налог по ставке до 30% от российского источника прибыли, лишь бы не декларировать доходы от иностранных компаний в качестве налоговых резидентов.

Трудно точно определить связанные с этим потери для бюджета, но можно не сомневаться, что счет идет на миллиарды долларов. Общеизвестно, что немалая часть переведенных в оффшоры средств возвращается впоследствии в Россию в виде инвестиций.

Согласно данным ФНС, за период с 2007 по 2015 год такие оффшоры как Кипр, Нидерланды, Люксембург, Виргинские острова, Австрия и Швейцария инвестировали в нашу страну 363,74 миллиарда долларов. А если брать весь список, то получится 768,46 миллиардов долларов; цифры впечатляют.

По данным ЦБ, объем сомнительных операций и ложных сделок в целях уклонения от налогов в 2016 году составил около 800 миллионов долларов. Сюда следует добавить и вполне легальные операции в рамках соглашений об избежании двойного налогообложения. Например, 75% всех налогов по дивидендам платится не по российской ставке, а в диапазоне от нуля до пяти процентов.

По разным оценкам, российский бюджет мог бы потенциально выиграть от эффекта деоффшоризации от 10 до 80 миллиардов долларов в год.

Взывать к совести и патриотическим чувствам богатых российских бизнесменов, конечно, не вредно, но эффект от таких уговоров приближается к нулю. Однако, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Весной прошлого года грянул панамский скандал, ставший катализатором общемировой борьбы с офшорами. Напомним, что в апреле 2016 года в Германии был опубликован архив документов юридической панамской фирмы Mossack Fonseca, в котором содержится информация о 320 тысячах оффшоров по всему миру и о сомнительных операциях в пользу многих миллиардеров, знаменитостей, чиновников и даже глав государств.

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) ответила на скандал подготовкой многостороннего соглашения по борьбе с уклонением от уплаты налогов. Все подписавшие его участники смогут ужесточить уже действующие двусторонние соглашения об избежании двойного налогообложения. Соглашение вводит несколько дополнительных требований. Страна должна взыскивать налог, если конечный получатель не является ее резидентом, а вся прибыль уходит в оффшор.

Если компания создаст холдинг, который не ведет никакой экономической деятельности по международному соглашению, страны не смогут предоставлять ему налоговых льгот. Оно также запрещает использовать льготные ставки налогов, если компания владела долей в структуре или ее акциями к моменту выплаты дивидендов меньше года.

Россия подписала разработанное ОЭСР соглашение о внедрении единого стандарта международного обмена налоговой информацией в мае 2016 года. Таким образом, налоговые органы должны получить доступ к информации о зарубежных счетах налоговых резидентов России, а наши банки должны будут передавать данные о счетах резидентов стран, фигурирующих в списке для обмена.

Россия подключится к обмену данными не позднее сентября 2018 года. В результате скрыться от налоговиков станет еще труднее, а издержки, связанные с использованием темных схем, намного выше.

Для того чтобы успешно противодействовать уходу бизнеса в офшоры, необходимо хорошо представлять себе все аспекты этого явления. Предприниматели бегут не только от менее выгодных налоговых ставок: их отпугивают чрезмерное административное давление, риск утечки конфиденциальной информации, неопределенность правового регулирования и перекосы в работе судебной системы. Офшорные юрисдикции же привлекают правовыми гарантиями, низкими административными издержками и высоким качеством банковского обслуживания.

Думается, что пришло время для наших экономических властей задать себе важный вопрос о том, сможет ли Россия в ближайшем будущем создать для бизнеса наиболее благоприятный деловой климат и конкурировать в этом отношении с офшорами?