О наиболее распространенных ошибках при общении с детьми — Юлия ГУСЕВА

У маленьких детей часто случаются истерики и неврозы, у подростков — вспышки ярости и расстройства. На что важно обращать внимание при воспитании ребенка и когда следует идти к психологу, "Правде.Ру" рассказала психолог, гештальт-терапевт, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии человека РГПУ им. Герцена Юлия Гусева.

— Что вы как психолог думаете о западной ювенальной юстиции, когда детей отнимают у родителей? Конечно, иногда она оправданна, если ребенок растет в неблагополучной семье. 

— Это очень сложный вопрос. Если в семье есть насилие, если ребенка постоянно мучат и избивают, то это, безусловно, показание к тому, чтобы ребенка забрали у этих родителей. Но если говорить о рядовых случаях, то вряд ли найдется в России или за рубежом семья, где родители не накричали бы на ребенка в гневе, не отшлепали его. В этом случае нужно работать с семьей, нужно помочь им наладить отношения, а не отнимать ребенка, что станет только еще более травмирующим фактором. Недостаток средств в семье не так губителен для детей, как отсутствие родителей.

— Какие существуют критерии при выборе психолога для своего ребенка? Как не попасться к шарлатану или просто малокомпетентному специалисту?

— Основной критерий, конечно, наличие базового психологического образования. Также важен дополнительный диплом по консультированию, в том числе детскому. Как правило, психологи сейчас выкладывают все свои дипломы на личных сайтах.

Стаж, опыт работы в детском саду или в школе тоже имеет значение. Работать с детьми гораздо сложнее, чем со взрослыми, и обычно специалисты начинают с консультирования взрослых, а потом уже пробуют работать с детьми.

— Какие основные проблемы можно отметить у детей разных возрастных групп?

— До трех лет дети, как правило, много капризничают, не слушаются, часто говорят "нет", "не хочу, не буду". И родители беспокоятся, думают, нормально ли это, что ребенок так себя ведет. Психолог в этом случае им объясняет, что такое поведение ребенка вполне вписывается в данные возрастные нормы, и рассказывает, как эффективнее взаимодействовать с собственным малышом, в каких случаях нужно пойти на какие-то уловки.

Для дошкольного возраста типичны такие невротические проявления, как энурез и заикание, ребенок может грызть ногти, сосать пальцы. Это довольно характерные реакции дошкольников на сложные отношения с детьми и воспитателями в саду, на большие перегрузки в различных кружках. 

Главные проблемы младших школьников — это адаптация к школе, успеваемость. Подросткам же важны личные взаимоотношения, им часто кажется, что взрослые их совсем не понимают.

— В каком возрасте вы бы посоветовали отдавать детей в школу?

— На данный момент законодательно в школу должны идти дети от шести с половиной до восьми лет. В связи с этим у родителей всегда есть некий выбор. Особенно это касается детей, которые родились осенью или зимой. Если у родителей в этом случае есть какие-то сомнения, то стоит обратиться к специалисту и провести специальную диагностику для того, чтобы понять, готов ребенок к школе или нет. Но умение ребенка считать и писать, как считают многие мамы и папы, отнюдь не фактор будущих успехов в начальной школе.

— Какие трудности в воспитании могут возникать в многодетных семьях? 

— Количество детей имеет свои особенности. Единственный ребенок в семье с виду растет достаточно благополучным, у него нет никакой конкуренции, ему комфортно. Но, как следствие, эти дети часто очень избалованны, они считают, что являются центром мира для своих родителей, бабушек и дедушек, и что все должны с ними соглашаться и считаться. Двое детей — это, с одной стороны, проще, а с другой, между ними идет постоянное соревнование и за внимание родителей, и за какие-то игрушки, книжки, одежду. Три ребенка в семье — это более благоприятная ситуация, потому что там не будет такой жесткой конкуренции.

— Как правильно выстраивать отношения между младшими и старшими детьми? Какие подходы должен к ним искать родитель?

— Самая большая опасность для родителей — это начать относиться к старшему ребенку как взрослому. Например, двухлетнему ребенку говорят: "Не кричи, ты разбудишь малыша". Но как двухлетний ребенок может постоянно контролировать свое поведение, если ему самому хочется бегать, играть, кричать, баловаться? Иногда, например, девятилетних детей родители начинают воспринимать как помощников. Это нормально, если ребенок немного поиграет с малышом, принесет бутылочку или памперс, сделает какие-то дела по дому, но превращать его в няню совсем не стоит, это может в дальнейшем неблагоприятно сказаться на его собственной семье.

А с младшими есть другая опасность, так как они порой очень долго остаются маленькими. Его, двенадцатилетнего подростка, могут бояться оставлять одного дома или не позволять ему ходить в школу самостоятельно. Воспитывая младшего ребенка, родителям стоит обратиться к своему опыту воспитания старших детей.

Беседовал Игорь Буккер

Подготовила к публикации Мария Сныткова

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Обсудить