Подвиг Алексея Маресьева: На солнце не бывает пятен

Настоящий человек Маресьев: Назло псевдоисторикам

Подвиг, благодаря которому простой парень превратился в героя "Повести о настоящем человеке", запечатлен в истории, как пример мужества и патриотизма. Но враги есть даже у таких светлых людей. Псевдоисторики уже который год пытаются оболгать таких героев ВОВ, как Гастелло, Матросов и другие.

Воякам информационной войны не по зубам Алексей Маресьев

К сожалению, нам приходится жить в реалиях великой информационной войны, развернувшейся в новом тысячелетии. Тотальный пересмотр всего, что касается роли СССР во Второй мировой — ее важнейшая составляющая. Враги пытаются перевернуть с ног на голову не только отдельные события или решения командования, но и общие итоги.

Под особым прицелом "снайперов" находятся герои Великой Отечественной войны, которые, как и прежде, оказываются на передовой. Уже сделаны выстрелы по Гастелло, Матросову, панфиловцам и многим другим. Дескать, не было их вовсе. Они — выдумки, плоды фантазии советской пропаганды. Абсолютно больной, естественно.

На этом фоне Маресьев — один из немногих, кто пока еще держится, ускользает из обзора оптики снайперских винтовок. И, по всей видимости, сковырнуть, свалить его с пьедестала не получится. При всем желании. Нет в его жизни, которая, как известно, легла в основу знаменитой книги, всенародно любимого фильма с Павлом Кадочниковым в главной роли и оперы (надо признать, не слишком удачной), спорных точек или каких-то темных пятен. Зацепиться не за что. Ни либералам, ни антикоммунистам. Никому.

Хотя много в биографии Маресьева моментов, которые кажутся удивительными, нереальными и возможными только в голливудских картинах. Или в пресловутой советской пропаганде, на худой конец. Но нет. Никакой выдумки. Все — чистая правда.

И то, что без отца вырос в семье с еще двумя братьями, что в детстве очень болезненным был (переболел малярией и страдал ревматизмом) и поэтому дважды не проходил отбор в летное училище, что участвовал в постройке Комсомольска-на-Амуре. И многое, многое другое, но, прежде всего, сам подвиг.

Четвертого апреля 1942 года во время воздушного боя в районе так называемого "Демянского котла" (Новгородская область) самолет Маресьева был сбит. Сажать машину пришлось прямо на деревья, после чего спускаться по веткам на заснеженную землю. Будучи раненным в ноги, ему приходилось пробираться к линии фронта ползком. Находясь один на один с дремучими новгородскими лесами (к слову, и по сей день непроходимым), Маресьев даже приблизительно не знал где она находится. Двигала вперед, по его собственным словам, жажда жизни. Так он и блуждал в них целых 18 дней, питаясь корой деревьев и шишками, а в один "прекрасный" момент, напоровшись на медведя, пока его, еле живого, обнаружили деревенские мальчишки.

Чудесное спасение Алексея Маресьева

Колхозники больше недели выхаживали летчика, но было понятно, что без помощи хорошего врача он долго не протянет: у Маресьева стала развиваться гангрена. В деревне не было никакого. Выручил приземлившийся неподалеку пилот Дехтяренко. Потом был московский госпиталь, в котором он вновь оказался на волоске от смерти. "Мимо умирающего Маресьева проходил профессор Теребинский; он спросил: "А этот что тут лежит?" С Маресьева сняли простыню и сказали: "А это лейтенант молодой с гангреной". Тогда Теребинский приказал: "Ну-ка на операционный стол его живо!". Врачи вынуждены были ампутировать Маресьеву обе ноги в области голени, но жизнь спасли", — вспоминает его сын, Виктор Маресьев.

На этом история могла бы и заканчиваться, если бы не фанатичное желание чудом выжившего летчика вновь вернуться к полетам. Многие покручивали палец у виска. За глаза, конечно же. Однако после того, как Маресьев станцевал перед медицинской комиссией на протезах, его вернули в действующую армию. Боевой вылет доверили не сразу, но затем все-таки выпустили в небо. И не зря.

Безногий летчик оборвал жизни семи немецким машинам, а всего за войну, между прочим, он сбил 11 самолетов. Другими словами, с протезами вместо ног Маресьев летал гораздо эффективнее, чем без них.

В 1943 году ему присвоили звание Героя Советского Союза. В 1946 году выходит повесть Бориса Полевого (общий тираж более трех миллионов). В 1948 году появляется кинофильм. С этого времени и до самой своей смерти Маресьев был в статусе живой легенды, но не ушел в тень, не почивал на лаврах. Защитил кандидатскую диссертацию, а в 1956 году возглавил Советский комитет ветеранов войны. В политических интригах и в каких-то закулисных делах замечен не был.

Лишь на излете жизни советской империи согласился избираться в депутаты Верховного совета. По воспоминаниям всех, кто его знал, был очень скромным. "Воевали все! Сколько на свете таких людей, на которых Полевой не нашелся! Что вы из меня легенду делаете? Сумел я выжить, сумел полететь — и все!" — говорил он о своем подвиге. Свою славу и известность использовал только для одного — помогать ветеранам. Ни одному из них он никогда не отказал в просьбе.

Красивая жизнь Алексея Маресьева

Всю жизнь Маресьева можно назвать красивой. По-настоящему. Красивым был и его уход. За час до церемонии по случаю 85-летия у Алексея Петровича случился инфаркт. Ее не отменили. Она началась с аплодисментов.

Пожалуй, единственное, до чего смогли "докопаться" во всей жизни Маресьева — вопрос о том, чем он питался в лесу. Говорили: он, мол, доедал остатки немецких консервов. Чушь явная. Откуда они могли взяться в непроходимых лесах? Нет ответа. Но ведь хоть к чему-то, согласитесь, все-таки придраться надо. Было еще множество догадок относительно того, почему Полевой в своей книге изменил фамилию Маресьев на Мересьев. "Ну, может, боялся, что я сопьюсь, и книжку запретят. А так можно сказать, что книжка не про меня", — шутил на этот счет сам летчик. Вот, собственно говоря, и все.

На малой родине настоящего человека — Камышине — юбилейную дату планируют отметить с необычайным размахом. Уже открыт музей и мемориальная доска в школе, где он учился. Город ждет гостей со всей страны, а также из зарубежья. Соберутся вместе все те, кто знал героя лично, его родственники.

В небе пролетят асы "Соколов России", десантники проведут парад, состоится концерт с участием звезд отечественной эстрады. Это, скажем так, наш выстрел по снайперам информационной войны. Алексей Маресьев был. Был и останется в памяти народа настоящим человеком.

Автор Виктор Бормотов
Виктор Бормотов — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру