Лоукост появится и в РЖД

Пассажиры РЖД станут крепостными

Накануне поправки правительства РФ в Устав железнодорожного транспорта РЖД было дано право продавать так называемые невозвратные билеты. Теперь монополия будет компенсировать расходы пассажиров на билеты только в двух случаях: если поездка отменяется из-за болезни или несчастного случая (по соответствующей справке), а также по вине самих РЖД.

"Я не вижу для этого никакой проблемы ни для перевозчиков, ни для пассажиров. Это мировая практика: человек, заведомо понимая, заключая договор на перевозку, идет на эти условия, экономя при этом средства, -считает главный редактор журналов "Транспортная безопасность и технологии" и "Безопасность объектов топливно-энергетического комплекса", член экспертного совета при комитете ГД по транспорту, член общественного совета при Межрегиональном следственном управлении на транспорте СК РФ Сергей Груздь, с которым связался корреспондент Pravda.Ru. -  Билеты по такой схеме приобретения стоят несколько ниже, поэтому и исключена возможность свободного возврата этого билета. Часть рисков железная дорога перекладывает на пассажира, но за это дает и некую компенсацию этому пассажиру. Поэтому я не вижу здесь большой беды".

Кстати, кто хочет, тот может заключать договор и покупать такие билеты, а если человек хочет возвратный билет, он будет стоить дороже. У нас на воздушном транспорте такая практика уже давно существует: так называемый лоукостер.

"От этого польза пассажиру. Такова в целом мировая практика, - рассказал в интервью Pravda.Ru  директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ, член Общественной палаты Российской Федерации  Михаил Блинкин. - Хотя при безусловном праве возврата билета есть достаточно хитрые правила, когда ты можешь вернуть билет с минимальной потерей денег, а когда и не можешь. Но перевозчик, который не имеет права продавать невозвратные билеты, попадает в антиэкономическую ситуацию. Представьте: у перевозчика за несколько часов до отхода поезда возвращают какое-то количество билетов, а он за это время куче народа отказал, сказав, что билетов на этот поезд нет, и он просто теряет доходы. Когда все это происходит загодя, там достаточно сложный алгоритм, который прямо заложен в систему бронирования продажи билетов, авиационных и железнодорожных. Возможность вернуть билеты ставит перевозчика в заведомо невыгодное положение".

Читайте также: РЖД будут обходить Украину стороной

Как показывает опять же мировая практика, все основные существующие скидочные программы основаны на том, что если билет продается дешево, то просить вернуть его нельзя. Поэтому, как говорят в науке, это игра с непротивоположными интересами. Это выгодно перевозчику. А как только это становится выгодно перевозчику, то он, естественно, начинает искать способы, как увеличить продажи билетов, в том числе, играя на их цене в сторону понижения. Хотя никакого ущемления интересов потребителей тут, в общем-то, нет, считает Михаил Блинкин.

Потому что серьезный потребитель, который четко планирует отпуск для семьи, заранее изучает все скидки и покупает наиболее приемлемые билеты.  Но если, скажем, деловой человек купил билет, а у него совещание перенеслось, и он решил его сдать, то он и пострадает. В общем, такая схема хороша лишь для отпускников. Ну и для перевозчика, естественно.

Читайте также: РЖД перекроют грибникам и дачникам кислород?

Вообще считается, что в среднем невозвратные билеты стоят на 30 процентов дешевле обычных, а поездка с комфортом, то есть не в общем вагоне и не в плацкарте, может обойтись в некоторых случаях и в половину стандартной цены. При этом на каждом маршруте невозвратными могут быть не более половины билетов.

В гражданской авиации у нас такое положение введено сравнительно давно, еще до начала активного отпускного сезона. В минувшем апреле президент РФ Владимир Путин подписал закон о внесении изменений в Воздушный кодекс, разрешивший авиакомпаниям использовать невозвратные тарифы.

В правительстве рассчитывают, что нововведения помогут минимизировать убытки, о которых последнее время на всех углах трубят перевозчики. А та же компания РЖД об убытках заявляет постоянно - в частности, самые разные потери наших железнодорожников от замораживания тарифов в 2014 году оцениваются, по их же официальной информации,  в 77 миллиардов рублей.

Читайте также: Монополия РЖД тает на глазах

Как пишут "Известия", сейчас пассажир вправе вернуть железнодорожный билет в кассу и получить назад практически полную сумму, если возврат произошел не позже чем за восемь часов до отправления поезда. Если возврат происходит в промежутке между восемью и двумя часами, возмещается стоимость проезда и 50 процентов от стоимости места. При отказе от поездки менее чем за два часа стоимость места вычитается из суммы компенсации полностью. По статистике, доля возвращаемых билетов последние годы стабильно составляет около семи. Например, в 2012 году, по официальной статистике РЖД,  пассажиры отменили 2,8 миллиона поездок.

По мнению авторов закона, "невозвратка" должна снизить расценки и увеличить пассажиропоток на приоритетных направлениях - в частности, в Крым. Хотя, наверное, только авторы закона считают, что пассажиров в Крым станет больше из-за дешевых невозвратных билетов. По-видимому, они не проводили никаких консультаций с... майданным правительством Украины, которое всячески "тормозит" поездки на российский полуостров с территории материковой России. Да, кроме того, там еще и железную дорогу начали взрывать - за последнюю неделю было уже пять подрывов...

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Последние материалы