Эволюция советского политического анекдота

Анекдоты - как их травили и вытравили?

Тридцатилетний период — с 1960-х по 1980-е годы — в нашей стране был "золотой порой" анекдота, в том числе анекдота политического. Многие из анекдотов того времени до сих пор способны вызвать улыбку. Но многое ли мы знаем об анекдоте как таковом. Тем более, что через этот жанр можно изучить историю всего XX и даже XIX века.

"Новый анекдот слышал?" — еще лет двадцать назад такая фраза часто заменяла банальное приветствие. В курилках, цехах, на кухнях и в студенческих общагах люди разных возрастов и профессий "травили", как тогда говорили, анекдоты. Злободневные и скабрезные, смешные и не очень, "с бородой" и свеженькие. Особым жанром был анекдот политический.

В греческом языке слово anekdotos означает "неизданное, не подлежащее широкой огласке". Уже при своем первом появлении в середине VI века нашей эры в Византии "анекдот" носил политическую окраску. Писатель Прокопий Кесарийский создал памфлет "Тайная история", в котором, широко используя гиперболу, развенчивал образы императора Юстиниана I и его супруги Феодоры.

Анекдот — это всевозможные сплетни, слухи, кривотолки. Такое значение сохранилось до середины XVII века. Позже анекдотами стали именовать рассказы о выдающихся исторических личностях, знаменитых людях, их необычайных поступках, суждениях или же о курьезных ситуациях, в которые они попадали. Вспомните хрестоматийное пушкинское: "Но дней минувших анекдоты от Ромула до наших дней хранил он в памяти своей".

Филологи всего лишь предполагают, что анекдот в его нынешнем виде появился в ходе смешения "высоких" жанров исторического и литературного анекдотов, басни и притчи, в частности, с фатециями (юмористический устный рассказ, пришедший в Россию из Польши и бытовавший чаще всего в виде надписи под лубочной картинкой), байками, прибаутками и, прежде всего, с бытовыми и "заветными" (неприличными по форме и содержанию) сказками.

Читайте также: В каждой провинции — свои дефиниции

История анекдота в России начинается с середины XVIII века. Появившись в ходе петровских реформ как чисто литературный жанр, некоторое время анекдот был забавой узкого круга образованных людей, страшно оторванных от народа. Современный анекдот, напротив, изначально возник как часть устной традиции. Кроме этого, отличительная черта фольклорного анекдота состоит в неожиданной и остроумной концовке.

Недавно вышла в свет книга "Советский анекдот (Указатель сюжетов)". Как сказано в аннотации, это первая научная публикация тематически разнородных анекдотов, имевших хождение в СССР с 1917 по 1991 годы. В издание вошли материалы из прессы, эмигрантских сборников, сводок о настроениях населения, доносов, судебных дел, записей фольклористов-любителей, дневников современников и прочих источников.

Ее автор Михаил Мельниченко отмечает, что "после 1917 года, когда дореволюционные анекдоты, преимущественно бытового характера, начали быстро терять актуальность и среди появляющихся новых сюжетов преобладающими стали политические". Впрочем первые анекдоты о большевиках и меньшевиках прозвучали еще во время революции 1905 года. Однако исследователи не знают, насколько широко они были популярны.

В первое десятилетие существования советского государства власти допускали не только пересказывание анекдотов, но и публикации сборников анекдотов. В воспоминаниях Льва Разгона "Позавчера и сегодня: повесть о жизни" говорится, что в период НЭПа на московских улицах можно было купить сборник "Сто анекдотов о том, что делает жена, когда мужа нет дома" и прочие сборники бытовых анекдотов.

В первом издании Большой Советской энциклопедии (1926) особо отмечалась такая разновидность жанра, как политический анекдот, "получающий в моменты политических кризисов большое агитационное значение, как своеобразное орудие политической борьбы".

Читайте также: Михаил Задорнов: слово как пистолет

Интересно, что львиная доля сатирических шуток и неприличных шуточек были адресованы нэпманам и бюрократам, в том числе и самым высокопоставленным. Обращает на себя внимание принадлежность героев анекдотов к лицам еврейской национальности.

Новая аристократия: Геда из комбеда, две Хайки из Чрезвычайки, две Розы из Совнархоза, Ицик из милиции, Шлема из Парткома, Сара — жена комиссара.

Показателен в этом смысле следующий анекдот: Трест ничего не имеет против Рабиновича, а Рабинович имеет против треста собственный магазин. Кстати, термин "трест" (государственное промышленное предприятие времен НЭПа), представленный в виде аббревиатуры ТРЕСТ — расшифровывали по первым буквам так: Троцкий Разрешил Евреям Свободную Торговлю.

Не без юмора была отмечена страсть большевистских вождей к русификации своих еврейских имен и фамилий.

Господь Бог заметил, что в России творится что-то неладное. Послал Иисуса Христа выяснить, в чем дело. Проходит много времени — Иисус не возвращается. Господь посылает ангела разыскать Христа. Ангел возвращается с запиской: "Ведут на допрос. Арестован. Христос". Господь посылает на выручку Илью-пророка. Тот также не возвращается. Посланный ангел снова приносит записку: "Сижу и я. Пророк Илья". Тогда, чтобы распутать все это дело, Господь посылает Моисея. От того скоро приходит телеграмма: "Жив, здоров. Нарком Петров".

Преобладание лиц еврейской национальности в Коммунистическом интернационале (Коминтерн) характеризует такой короткий анекдот:

Диалог в Коминтерне: "Вы из Аддис-Абебы?" — "Нет, я Беба из Одессы".

Отношение к внутреннему положению в стране:

Узнав о смерти Ленина, крестьяне послали в Москву "ходока" — понюхать, чем пахнет в воздухе, и узнать, не будет ли теперь каких-нибудь льгот. Долго слонялся крестьянин по траурным митингам. Ораторы-евреи всюду напирали на то же самое: "Ленин умер, но идеи его остались!". Крестьянин вернулся домой опечаленный. "Плохи дела, братцы… — сказал он землякам. — Ленин-то умер, да иудеи остались".

Исследователи обращают внимание, что до второй половины 1930-х годов почти нет информации о преследовании за рассказывание анекдота и в то же время значительное количество дел за публично пропетую частушку или песню "с клеветническим выпадом в сторону одного из вождей советского государства", "порочащих колхозный строй" и т. д.

"Рассказанный или даже услышанный анекдот мог стать поводом для преследования со стороны государства, — пишет Мельниченко. — Только на очень небольшой срок — в годы Великой Отечественной войны происходит временная и очень условная легализация жанра, модели которого активно использовались советскими пропагандистами, что на некоторое время позволило текстам анекдотов оказаться на страницах официальных периодических изданий".

Читайте также: "Улыбайтесь, господа, улыбайтесь…"

Не только советские марши и песни, попадая в нацистскую Германию, становились популярными маршами и песнями Третьего рейха. Достаточно было положить на одну и ту же музыку слова собственного сочинения и вот уже наш "Гимн или Марш авиаторов" становился фашистским Herbei zum Kampf… С анекдотами было еще проще: достаточно было заменить Сталина на Гитлера. Только одна загвоздка. Как и с маршами, не совсем ясно, кто у кого заимствовал!

После окончания Второй мировой войны, несмотря на "железный занавес", анекдот с маркой Made in USSR, успешно экспортируется во многие страны. Не только в соседние и не только в страны СЭВ или Варшавского договора. Хотя, конечно, прежде всего наши анекдоты попадали именно туда. Темы самые разные, в большинстве о поведении солдат Красной армии на оккупированной территории и о повседневной жизни в соцстранах.

"Политические изменения, вызванные смертью Сталина, привели к заметному уменьшению опасности, связанной с рассказыванием анекдотов, — сообщает в своей книге М. Мельниченко. — Естественно, легализован жанр не был, но гипотетическое наказание за рассказанный анекдот, согласно 190-й статье УК РСФСР ("Клевета на советский государственный строй…"), не должно было превышать семи лет, на практике же — в источниках второй половины существования советского государства не удается найти информации ни об одном достоверном случае судебного преследования за рассказанный анекдот".

Период советской истории, названный "перестройкой", породил целый цикл последних политических анекдотов в СССР. Вот один из лучших образцов того периода:

Горбачев решил бороться с мафией. Нанял для этого дела Шерлока Холмса. Тот начал работу. Утром Михаил Сергеевич отодвигает оконную штору, видит — великий детектив повешен на столбе. Нанял генсек комиссара Каттани. Тот заверил, что все будет хорошо, и начал борьбу с мафией. Утром Горбачев отодвигает штору — итальянец висит на столбе. Советники подсказали: "Зачем нанимать чужаков? У них все равно ничего не получается. Лучше поручи все капитану Жеглову". Так и произошло. Прошла ночь. Утром Горбачев осторожно отодвигает штору. На столбе висит Лигачев, далее — Рыжков, затем — Чебриков, Щербицкий… Все Политбюро висит. И вдруг слышит усиленный рупором голос Глеба Жеглова: "А теперь Горбатый! Я сказал, Горбатый!".

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *