Военно-морской музейный комплекс "Балаклава", Крымский полуостров

На медной подошве в ядерном хранилище

Крымский полуостров открывает полузабытые темы отечественной истории. Мало кто помнит про базу-музей подлодок "Балаклава". Директор музея рассказывает, как иностранцы восхищались подземным укрытием для наших субмарин. И поскольку побывать там удалось пока не такому большому числу россиян, в канун курортного сезона мы рассказываем об этой экспозиции подробнее.

Есть много гор, скрывающих в своих недрах немало тайн, в том числе и тайн рукотворных. Но ни одна из них, пожалуй, не содержит в себе того, что за считанные годы соорудили советские строители в скальной толще горы Таврос, над живописнейшей Балаклавской бухтой Крымского полуострова. Название этого "объекта" может показаться длинноватым, но зато оно исчерпывающим образом передает его суть: "Совершенно секретное противоатомное сооружение 1-ой категории (т.е. выдерживающее прямое попадание 100 -килотонной атомной бомбы!), предназначенное для укрытия малых и средних подводных лодок, их докового ремонта и восстановления, а также их личного состава". Когда-то здесь базировались подводные лодки с атомными торпедами и крылатыми ракетами на борту. Сегодня — располагается военно-морской музейный комплекс "Балаклава", который интересно посмотреть хотя бы потому, что лучшего памятника "холодной войне" просто невозможно придумать!

А было так, что союзники по Второй мировой войне СССР и США, так и не договорившись о разделе мира на сферы влияния, решили добиться этого раздела уже силой. Американцы имели то преимущество, что обладали атомной бомбой, а посему новую войну решили планировать с учетом её применения. Один за другим появились планы атомного нападения на СССР: "Бушвекер — 1947" и "Бушвекер — 1948", "Кронкшафт", "Ортекс — 1949" и "Дропшот" — самый продуманный и широкомасштабный. В соответствии с ним удары атомным оружием по территории Советского Союза должны были наноситься не только силами стратегической авиации, но и самолетами с авианосцев в Средиземном море. Естественно, что советские адмиралы тут же посчитали необходимым иметь на этот случай хорошо защищенное убежище для субмарин, решение о строительстве которого было принято в 1952 году. На строительство этого объекта выделялось 322 млн. рублей, а вся его полезная площадь должна была составить 15 тыс. квадратных метров.

Читайте также: 10 проектов DARPA улучшают орудия убийства

Предполагалось, что новый военный объект будет не только ремонтно-техническим сооружением, но также и складом, и арсеналом, а ещё служить убежищем для нескольких тысяч человек жителей Балаклавы. В 1956 году по личному указанию Н. Хрущева к строительству подключили метростроевцев, так что работы велись круглосуточно. О том, какая это была работа, свидетельствуют такие цифры: только лишь из штольни, в которой должен был проходить канал для подводных лодок, строители извлекли свыше 200 тысяч кубометров скальной породы (приблизительно 40 тыс. большегрузных "Камазов"). Толщина бетонных сводов и стен составила в среднем 1,5 м! Что же касается толщины самих горных пород над этим бетонным сооружением, то она составляла 126 м!

В результате получился канал, построенный по дуге в 30 градусов, прорезающий гору насквозь, а вход и выход из него надежно закрывались бетонными воротами (или батопортами) весом в 120 т "Северный" и 150 т "Южный". Будучи полностью закрытыми, они обеспечивали защиту объекта от взрыва атомного боезаряда мощностью в 100 килотонн, т. е. в четыре с лишним раза более мощного, чем те бомбы, что были сброшены в 1945 году на Хиросиму и Нагасаки. Внутри этой "рукотворной пещеры" были устроены многочисленные герметические двери разной толщины, позволявшие полностью изолировать одну её часть от другой. Когда строительство базы в 1962 году завершилось, то в недрах этой подземной крепости стало возможно укрыть от ядерного удара 9 малых или 7 средних дизельных подводных лодок вместе с их экипажами и соответствующим запасом топлива и боеприпасов. Как известно, герой романа Ж. Верна капитан Немо имел базы для "Наутилуса" в различных подземно-водных пещерах. Однако, о таком убежище он мог бы только мечтать!

Арсенал для хранения ядерных боеприпасов подводных лодок, как для крылатых ракет, так и торпед, был сдан в эксплуатацию в 1963 году. И вход и выход из него в сторону водного канала защищался противоударными и герметически закрывающимися воротами, которые вместе со шлюзовыми камерами обеспечивали надежную защиту персонала от всех поражающих факторов ядерного взрыва. Вес только лишь одной створки ворот составлял 10 тонн, а её толщина равнялась 60 см. Двери из листовой стали весили по 480 кг каждая. Служили здесь только лишь сверхсрочники и офицеры, дававшие подписку "о неразглашении". Перевозили ядерные боеприпасы на специальной тележке только вручную (!), а её колеса для защиты от статического электричества обшивались латунью. Поскольку сегодня здесь музей, то и на эту самую тележку, и ещё на очень многое другое можно посмотреть.

Интересно, что в замкнутом пространстве, каким являлось хранилище ядерных боеприпасов, существовала опасность возникновения природного статического электричества. Поэтому весь персонал работал в специальной одежде и обуви, подошву которой пронизывали тонкие медные проволочки! Контроль был тройной: сначала каждая операция проговаривалась, и выполнялась с озвучиванием всех действий, а после этого ещё и записывалась в специальный журнал, так что любого рода ошибка была здесь исключена в принципе!

Читайте также: Как мечи сарматов стали мордовской бижутерией

Снаружи объект имел мощную систему охраны: четыре ряда колючей проволоки, проходившей по всему склону горы. Во втором ряду были заложены сигнальные мины, а по первому был ещё и пропущен электрический ток! Для стрелков ВОХР были предусмотрены окопы и бетонные ДОТы, а на случай захвата противником предусмотрено его минирование и подрыв, для чего вдоль всей стены галереи водного канала со стороны арсенала были заранее устроены специальные прямоугольные гнезда для толовых шашек.

А вот то, что случилось с этим объектом позже, иначе как закономерным не назовешь. Старые подлодки, для которых его строили, с вооружения снимались, а новые — как будто этого нельзя было предвидеть заранее, в нем просто не помещались. И получилось так, что обслуживать на этой базе, съевшей сотни миллионов народных рублей, стало просто нечего. Ни российские, ни единственная украинская подводная лодка ремонтироваться и обслуживаться здесь уже не могли, и все закончилось тем, что оборудование комплекса было демонтировано и вывезено. Конечно, будь на дворе все тот же политический климат, с расходами на модернизацию базы считаться бы не стали. Но в 1991–1994 гг. стало ясно, что "холодная война" уже достояние истории, так что от подобного "мероприятия" экономику России (теперь уже России!) это избавило, и только лишь в 2003 году после создания на основе этого комплекса Военно-морского музея сюда опять пришла жизнь.

Добраться до музея от Севастополя несложно: троллейбусом или любыми маршрутными такси до остановки "5-й километр", а там пересесть на маршрутное такси до остановки "Оболонь". От остановки повернуть направо, на западный берег Балаклавской бухты. При этом мы можете воспользоваться электромобилем, возящим отдыхающих на Мраморный пляж, или совсем немного пройти пешком между двух заборов промышленной зоны. Последнее не так уж и тягостно даже в жару, поскольку в итоге вы попадете в такую прохладу подземных тоннелей, что под конец экскурсии только о том и будете мечтать, чтобы выйти на жаркое солнышко и хотя бы немного отогреться! Особенно холодно в помещении арсенала, там персонал музея ходит в куртках и теплых шарфах. Так что, собираясь "на объект", обязательно захватите с собой что-нибудь теплое или, по крайней мере, наденьте рубашку с длинным рукавом — предосторожность совсем не лишняя, особенно, если с вами будут маленькие дети!

Пройдите вы по всем этим коридорам, послушайте записанный на пленку грохот подземного ремонтного завода, посмотрите на восковые фигуры подводников, все то, что связано с их нелегким трудом и пусть запомнится вам все это надолго!

Автор Вячеслав Шпаковский
Вячеслав Шпаковский — журналист, писатель, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить