Молдавия уже на так рвется в ассоциацию с ЕС

Молдавия отменит ассоциацию с ЕС

Власти, которые придут в Молдавии после осенних выборов, проведут референдум и отменят ассоциацию с ЕС. Многие эксперты говорят об этом как о неизбежном будущем — настолько очевидны негативные последствия "колонизации" этой страны Евросоюзом. Уже сейчас в Молдавии не так однозначно относятся к союзу с ЕС. И дело не только в украинских событиях.

Практически все оппозиционные молдавские политики уверены, что нынешнее правительство Молдавии, сформированное коалицией партий с говорящим названием "Альянс за евроинтеграцию", подпишет в августе парафированный в ноябре 2013 года договор об ассоциации с ЕС. Заметим, что до парафирования текст не был доступен для ознакомления даже парламентариям. Теперь его можно прочитать и посочувствовать гражданам Молдавии. Их ждут нелегкие времена и в экономике, и в политике. Об этом говорит анализ документа, сделанный председателем украинской ассоциации "Поставщики Таможенного союза" Олегом Ногинским в рамках международной конференции "Молдова в "Восточном партнерстве" после Вильнюса".

Первый вывод эксперта — договор не соответствует заявленным обещаниям. Всюду или откровенная ложь (как по вопросу открытого визового режима, который якобы получат молдаване после подписания документа), или ложь завуалированная (как, например, о равном доступе на рынки). "Открываем соглашение и там написано, что Молдавии разрешено экспортировать томаты — 1 тысяча тонн, чеснок — 220 тонн, виноград — всего 5 тысяч тонн, — цитирует Олег Ногинский. — Это не равный доступ — это квоты, причем мизерные. Таким образом, ЕС не открывает полностью рынки, а вот Молдавия открывает полностью, причем обязана применить к тому же ваши техрегламенты".

Настаивая на экстренном внедрении техрегламентов в течение 5 — 7 лет, ЕС не предлагает никакой финансовой поддержки. В то же время эти же нормы вводились в самой Европе на протяжении десятков лет, на что были затрачены десятки миллиардов евро. "Соглашение об ассоциации с ЕС подписали десять стран, но кто-нибудь скажет мне, сколько из них вступили в Союз?" — спрашивает далее Олег Ногинский. Ни одна страна не вступила. Юридически договор об ассоциации не имеет силы, утверждает эксперт. Есть только два таких договора — это договор о зоне свободной торговли с ЕС и о стране-кандидате в ЕС. А остальное — это красивые бумажки.

Читайте также: Крым расколол Казахстан на два лагеря

"Под прикрытием лживых заявлений об открытии европейских рынков и ускоренной интеграции в пространство ЕС скрывается цель — колонизировать постсоветские территории для расширения собственного рынка сбыта, — говорит Олег Ногинский. — Хватит нас дурить, ЕС надо перестать быть лектором и стать партнером. Пока он будет лектором и "белым господином", который учит туземца, что надо делать, мы будем иметь с осени эффекты Украины и Армении".

Примерно к таким же выводам пришел депутат парламента Молдавии от коммунистов Олег Рейдман. "Главный вывод из этого соглашения состоит в том, что нашей стране отводится роль аграрной окраины по соседству с ЕС". Из более, чем 200 директив ЕС, предназначенных для внедрения, более 90 связаны с производством и оборотом сельхозпродукции, лишь десять — в области энергетики, и ни одной в промышленности, сказал депутат.

При этом "энергетические" директивы совершенно не учитывают реального положения дел, а именно: отсутствие альтернативы российским источникам природного и сжиженного газа, разделенность в связи с проблемой Приднестровья энергосистемы Молдовы. Энергетические директивы ЕС, вроде Третьего энергопакета, направлены исключительно на создание проблем с российским "Газпромом" и на приведение тарифов к европейскому уровню безо всякого учета возможностей населения.

Высокие энерготарифы не оставляют надежды промышленности на повышение конкурентоспособности из-за высокой энергосоставляющей в себестоимости. Депутат заметил, что проект совершенно не говорит "не то, чтобы о развитии, но хотя бы о восстановлении таких отраслей промышленности, как приборостроение, микроэлектроника, производство вычислительной техники, машиностроение. Нет в нем ни слова о производстве и свободной торговле продукцией легкой и обувной промышленности, промышленности стройматериалов и металлургии. А это как минимум означает, что интересы левобережной Молдовы вовсе не рассматривались ни нашими национал-предателями, ни их европейскими поводырями".

Читайте также: Объединение РФ и Приднестровья возможно

Почему же руководство Молдовы упорно закрывает глаза на очевидные факты и говорит о безусловной необходимости интеграции с Европой? "Определенная часть сформировавшейся молдавской элиты настроена проунионистски, — сказал гагаузский лидер Михаил Формузал. — Такая элита не видит будущего Республики Молдова как суверенного, независимого, нейтрального государства, а видит Молдову как неудавшийся проект, который надо закрыть путем присоединения к соседней стране".

Другая проблема аналогична украинской — "это олигархи, которые практически монополизировали власть, масс-медиа, контролируют ключевые секторы экономики и диктуют всем правила игры, исходя из своих личных интересов. Олигархи строят политические партии, но не строят государство. Молдавия уже потеряла миллион своих граждан и продолжает терять", говорит Михаил Формузал.

Итак, суверенитет Кишинев давно продал за кредиты. Страна находится под внешним управлением Запада и МВФ. Единой Молдавии нет, страна расколота по Днестру, она надвое разделилась и в предпочтениях по линии Восток-Запад, в таких условиях подписывать ассоциацию — смерти подобно. Но ее, видимо, не боятся делегаты правящей коалиции, которые на прошлой неделе в ПАСЕ выступили в защиту украинских боевиков-радикалов из неонацистской организации "Правый сектор", а также в поддержку антисемитской партии "Свобода".

А вот народ Молдавии, кажется, начинает понимать, куда клонит их руководство. Вот уже более года, как наблюдатели фиксируют резкое падение популярности евроинтеграции. Газета "Панорама" в понедельник опубликовала результаты закрытого социологического исследования, проведенного Lake Research Partners и румынской социологической службой IMAS. 46 процентов граждан ответили, что для Молдавии предпочтительнее присоединение к Таможенному союзу, и это на 9 процентов больше, чем год назад. Вступление в Евросоюз поддерживают 37 процентов граждан республики, в то время как год назад сторонники присоединения к ЕС составляли 42 процента.

Читайте также: "Восточный" поход сытой Европы

Совет безопасности Молдовы недавно проанализировал возможные трудности, которые могут возникнуть в преддверии подписания договора. "Подразделения МВД уже готовы к боевым действиям. Кроме этого, мы тщательно следим за происходящим на границе стран, а также на территории Молдовы", — говорит министр внутренних дел Речан Дорин.

Грозные исторические события неумолимо приближаются к границам Молдавии. Только хочется напомнить молдавским властям, что когда гром грянул в Грузии и на Украине, Запад умыл руки. Есть ли шанс у молдаван противостоять присоединению к Румынии и медленной смерти в "ласковых" объятиях Евросоюза? Думается, что вместе с Приднестровьем, которое находится под российским покровительством, такие шансы есть. Однако не с нынешним правительством, подождем очередных парламентских выборов, которые должны состояться осенью после подписания договора об ассоциации.

 

Автор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *