Полицейский погиб на задании: как остановить счет трагическим случайностям

Погиб на задании... Кто остановит счет?

Сотрудника полиции застрелил подозреваемый в тяжких преступлениях. Несмотря на то, что капитан отправился на задержание в сопровождении троих своих коллег, провести операцию без потерь не вышло. Полицейские гибнут, а депутаты видят панацею в принятии закона, который расширит полномочия МВД по части применения оружия. Но станет ли это лекарством от всех бед? Разбиралась Pravda.Ru.

Оперативная информация о том, где находятся подозреваемые в разбоях и убийствах появилась у оперативников УМВД по Красногорскому району Московской области несколько дней назад. 6 апреля было принято решение о задержании подозреваемых, и на адрес Радужная, 11 в Новою Москву выдвинулись четыре оперативника. Сотрудники полиции вошли в подъезд около трех часов ночи.

"Полицейские предъявили удостоверения консьержу, который дежурил в вестибюле подъезда, и сообщили, что им необходимо на лифте подняться в конкретную квартиру", — рассказал корреспонденту Pravda. Ru источник в правоохранительных органах. — Двое сотрудников остались на лестничной площадке возле квартиры, остальные двое несколько раз спускались вниз и пытались связаться со службой охраны жилого комплекса".

Читайте также: Стрелять или не стрелять - вот в чем вопрос

Все это время оперативники, находившиеся у квартиры, вели переговоры с подозреваемыми через дверь. В какой-то момент находящиеся внутри все же решили открыть дверь. Полицейские прошли внутрь и потребовали всех оставаться на местах. Один из подозреваемых, находясь на кухне, открыл огонь по сотрудникам МВД. Две пули, выпущенные из карабина "Сайга", попали в 30-летнего капитана полиции Сергея Жадобкина. От ранений грудной клетки и головы полицейский скончался на месте. Его коллегам удалось задержать всех находящихся в квартире, в том числе, одну женщину. Стрелявшим оказался Халил Сарыев.

"Сарыев, сейчас находится в больнице, так как при задержании причинил себе огнестрельное ранение ноги", — рассказали в Следственном комитете. — Следствие будет ходатайствовать перед судом об избрании Сарыеву меры пресечения в виде заключения под стражу. Также в ближайшее время ему будет предъявлено обвинение по статье "Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа".

Правоохранительные органы после происшествия официально не озвучивают никакой подробной информации. На сайте МВД по Московской области уже через несколько часов после гибели капитана полиции было вывешено сообщение, где кратко говорилось о произошедшем. Сообщается, что Жадобкин в органах с 2001 года, имеет награды за отличие в службе, что у полицейского осталась жена и маленькая дочка. Только о том, каким образом ЧП могло произойти, не сказано ни слова. Как не сказано и о том, по стечению каких факторов опытному полицейскому не удалось сохранить себе жизнь.

На кадрах записи с камер видеонаблюдения подъезда, которые появились в интернете, видно, что у двух оперативников под куртками нет бронежилетов. Видео не позволяет точно сказать об отсутствии средств защиты у всех, однако разглядеть отсутствующую "бронь" именно у двоих сотрудников можно без труда. Почему оперативники отправились на задержание подозреваемых в тяжких преступлениях, не обезопасив себя элементарным образом, пока неясно. Кстати, подкрепление из четырех человек, которые прибыли, когда выстрел в сотрудника МВД был уже произведен, бронежилеты надели еще до входа в подъезд.

Читайте также: Почему система не может защитить полицейских?

Конечно, в конкретном случае (исходя из того, что одна пула попала полицейскому в голову) нельзя говорить о том, что именно отсутствие бронежилета привело к трагедии. Однако сам подход правоохранителей к оперативным мероприятиям, в последнее время получается либо слишком расслабленным, либо странно-хаотичным, когда действия оперативников разбирают, глядя на их же фотографии с черной ленточкой в углу рамки. Опустим доводы "специалистов" о том, что бронежилет зачастую "рикошетит" пулю, как и о том, что пуля она ведь дура, и куда попадет — стечение обстоятельств или "судьба" (что звучит уже совсем дико).

В декабре прошлого года на Ленинградском шоссе были убиты двое полицейских. Этот случай поднял вопрос, на который до сих пор так никто и не ответил: достаточно ли обучены сотрудники полиции для осуществления своих прямых обязанностей? Тогда оперативники направились на задержание банды опасных преступников о личностях и деяниях, которых правоохранители имели довольно хорошее представление. Однако операция закончилась плачевно — сотрудники МВД получили неожиданный отпор. Неожиданным его можно назвать потому что, судя по происходившему, полицейские к такому развитию событий готовы не были. Огонь на поражение первым открыли подозреваемые, однако противостоять им у "оперов" не получилось.

Официальные представители МВД ссылались фактически на один фактор, который послужил причиной трагедии. По их словам, полицейские просто побоялись открыть ответный огонь, так как вокруг находились люди. Версия вполне приемлемая, но возникает вопрос: тогда почему задержание производилось в оживленном, людном месте? Полиция должна была схватить вымогателей при передаче денег от потерпевшего (таким был повод для проведения оперативного мероприятия), но не подумала о том, какие варианты развития событий может иметь этот "сценарий"?

Еще одно ЧП, которое стоило жизни сотруднику полиции, также наделало много шума. Школа в столичном районе Отрадное даже спустя несколько месяцев после трагедии не уходит из тем, которые регулярно обсуждают СМИ и блогосфера. Сотрудник полиции погиб от рук школьника, который сделал выстрел в сотрудника МВД уже после того, как застрелил своего учителя. Полицейский, видимо, полагая, что ничего страшного внутри не происходит, открыл дверь в класс. Далее последовал выстрел.

Читайте также: Гуров: Избавьте полицию от презумпции вины

"На мой взгляд, проблема такой ситуации заключается исключительно в уровне подготовки полицейских, который далеко не всегда идеален или даже не близок к идеальному", — рассказал Pravda. Ru генерал-лейтенант милиции, один из авторов закона "О полиции" Александр Гуров. — Проблема заключается не в том, что у полицейских нет возможности стрелять и защищать себя в каких-либо ситуациях. Дело в том, что некоторые из полицейских не могут этого сделать грамотно, чтобы защитить себя и не навредить невинным гражданам".

Реформа МВД максимально глубоко затронула полицию изнутри. Органы покинули тысячи сотрудников, а переаттестация, заявленная как панацея от непрофессионалов и жуликов, похоже, сильного эффекта против "недоучек" не произвела. Кроме того, после реформы, увеличившийся объем нагрузки на тех, кто "и ночью и днем" трудится на обеспечение безопасности, практически исключает возможность достойно подготовить сотрудника и держать его в тонусе.

Дать право полицейским применять оружие и не оказаться за решеткой после сделанного (даже для самообороны) выстрела, предлагают уже второй год. В 2013 депутат ГД Журавлев заявил о необходимости таких мер (инициатива им была забыта). В этом году идею подхватил его коллега депутат Хинштейн (инициатива пока "на плаву", но что дальше?).

Читайте также: Проверки в школах: о безопасности детей говорить рано

Фактически, если проект закона будет принят, полицейские получат немногое. А именно: стрелять в людных местах. Также закон расширит понятие "допустимая самооборона" для сотрудников МВД. И ничего более. Законодатели оговариваются: мы не хотим сделать так, как в США, где полиция палит без разбора при малейшем подозрении. Но, вместе с тем, депутаты добавляют: а в США погибших полицейских в десятки раз меньше чем у нас, и это во многом благодаря праву полиции стрелять.

Но все это слова и не совсем правильные сравнения. Сам проект закона немного попахивает чьим-то личным пиаром на фоне трагедий, которые, например, приводились выше. Бумага не дает четкого понимания: как подготовить полицию не к бездумному выстрелу, где бы то ни было, а, прежде всего, к правильным действиям.

Есть и еще один момент. В России не существует комплексного обучения полицейских. То есть, те программы, по которым проходит подготовку ОМОН, не применяются для сотрудников, например, уголовного розыска. Хотя и те, и другие — полицейские. И те, и другие, выполняют задачи связанные с ежедневным риском для жизни. И конечно, здесь играет роль личностный фактор, когда оперативники (как это было в Красногорском районе) отправляются на задержание без поддержки спецгрупп. Здесь, видимо, законы не подействуют, а игра в геройство продолжит иметь невероятно высокую стоимость.

Автор Антон Фролов
Антон Фролов— журналист, корреспондент, видеоведущий Правды.Ру