"Мы в России не настолько слабы, как на Украине"

В каком положении сейчас находятся левые силы на Украине? Готовы ли российские коммунисты к сотрудничеству с либералами? Почему так много организаций левого толка и что мешает найти общий язык? Эти и другие вопросы обсудили политолог  Саид Гафуров и секретарь ЦК Объединенной коммунистической партии Денис Зоммер в программе видеоканала Pravda.Ru "Точка зрения слева" (полная версия беседы).

- Вы проводили большой антифашистский пикет в знак солидарности с народом Украины, борющимся против киевской хунты. Откуда возникла эта идея?

- Дело в том, что в Москве создан антифашистский штаб, который реально помогает левым, прежде всего, активистам на Украине, которые продолжают борьбу. Прежде всего, это движение "Боротьба".

Мы помогали им в закупке флагов, чтобы они могли в красный цвет раскрасить площади городов. И у нас это получилось - мы видим, что на последних мероприятиях, которые были и в Харькове, и в Одессе, флагов стало значительно больше. Это, в том числе, наша заслуга. Мы считаем, что наше мероприятие в той или иной степени удалось. По крайней мере,  люди на Украине увидели, что в России есть сила, которая их реально поддерживает.

- "Боротьба" - это украинская организация левого направления, они очень давно создана на базе целого ряда организаций, которая сейчас ведет борьбу. К большому сожалению, в Киеве, на западе Украины, они вынуждены действовать подпольно. К очень большому сожалению, значительная часть их  усилий сейчас просто спасение кадров. Спасение людей, которых преследуют бандеровцы, вывоз, эвакуация их. Ну, вот сейчас, вроде бы, они перешли к конструктивной части сопротивления. К сожалению, да, они географически ограничены, они действительно в реальном подполье действуют - в Киеве их офисы сожжены, на дверях свастики нарисованы. Это большая трагедия, но фактически  - это одна из организаций, которая стала одним из цементирующих моментов левой части антимайданных направлений, левой части сопротивления юго-восточной части Украины - Донецка, Луганска, Харькова, Одессы, Николаева, Херсона, Запорожья. У вас есть еще какие-то связи с ними?

- Есть, конечно, связи, мы постоянно на контакте с представителями движения "Боротьба" как в Харькове и в Одессе, так и в других городах. Постоянно списываемся с ними, и постоянно держим руку на пульсе. 

Читайте также: "Я в Крыму видел только один танк - Т-34"

На самом деле, Украина - это пример  того, когда в нужный момент со стороны противоположных сил не оказалось  точки кристаллизации. То есть компартия Украины - наиболее как бы сильная и в какой-то степени огосударствленная позиция, которая финансировалась за счет государства, которая была вхожа в правительство Януковича, она просто рассыпалась в одночасье как карточный домик. Их офисы жгли, и они, имея определенный финансовый, материальный ресурс, не стали способными хоть как-то противостоять той агрессии, которая была со стороны правых сил Майдана. И вот в этой ситуации относительно небольшая по размеру "Боротьба" сумела в какой-то степени подхватить красное знамя.

- А что с Прогрессивно-социалистической партией случилось?

- Я думаю, что ответ здесь очень прост: Прогрессивно-социалистическая партия и прочие социалисты, которые не получили своего представительства в парламенте, попросту перестали существовать, потому что их объединяло все-таки несколько иное. Их объединяло желание получить мандаты в парламенте Украины, нежели желание бороться за реальные права трудящихся. Вот, собственно говоря, это их подвело.

Коммунистов  на Украине спасло только одно - что они не выползли из парламента. Я к чему это говорю - мы в России, конечно, слава Богу, не настолько слабы, как на Украине. Имеется в виду, прежде всего, наше правительство. Такого, как произошло  на Украине, оно, скорее всего, не допустит, но в России на сегодняшний момент нет той точки кристаллизации. И мы, создавая нашу партию, Объединенную коммунистическую партию, надеемся, что в нужный момент, если такая угроза настанет, мы сумеем взять на себя ответственность.

- Перед событиями на Болотной площади 6 мая 2012 года среди левых произошел раскол. Были люди, которые говорили, можно сформулировать это так, что "если на одной стороне баррикады находятся твои враги, то твое место на другой стороне". Мне очень сложно представить левого, который стоит на одной трибуне с Борисом Немцовым. И огромная часть левых в этот момент поддержала Путина. А сейчас мы видим второй раскол, притом среди той части, которая поддержала Болотную - опять одна часть заняла позицию поддержки украинской хунты, другая часть, очевидно выступила против фашизма на Украине.  Вот идет такой последовательный раскол. Считаете ли вы, что левые могут стоять на одной трибуне с Немцовым?

- Нет, левые не могут стоять на одной трибуне с Немцовым.

- Но на Болотной стояли.

- По крайней мере, в период наиболее серьезного обострения конфликтной ситуации этого не может быть.На Болотной, на проспекте Сахарова - да, действительно это было. Большая часть левых выходила туда с совершенно иными целями - для того, чтоб наоборот перенаправить от вышеупомянутых, условно говоря, протестов людей, пришедших на акцию.

Мне кажется, что та ситуация, которая произошла на Украине, показала самое важное - она показала грань между добром и злом.  И очень интересно, действительно, становится смотреть на левых, которые искренне выходят под бандеровскими флагами на марш против войны и выкрикивают лозунг "Слава Украине! Героям слава!" Лозунг, который носили на своих знаменах те люди, которые уничтожали не просто советскую власть на Украине, а те люди, которые жгли деревни, уничтожали собственных сограждан.

- Хочу также воспользоваться возможностью, чтобы поздравить лично с избранием на высокую должность секретаря. И вообще, с самим фактом проведения съезда Объединенной коммунистической партии. 

- Если можно, мы сейчас поговорим про ситуацию в том, что условно называется "коммунистическое движение". Вот создана Объединенная коммунистическая партия, одной из которой целью, явно или неявно,объявлено преодоление раскола в коммунистическом движении. И одновременно существует только зарегистрированных три партии со словом "коммунистический"  или "коммунист". Это КПРФ, это Рот-фронт (он же РКП-РПК), это "Коммунисты России". 

- Я знаю, что представители Рот-фронта и "Коммунистов России" были на съезде, выступали. Возникает вообще интересная ситуация. Представители двух организаций выступают на учредительном съезде как бы с приветственными поздравительными выступлениями. Но есть ли единство действий? Я не говорю пока про организационное. 

- Единство действий в стане левых сил существует у нас с 2011 года, когда мы начали более серьезно сверять свои карты. В 2012 году в самом начале еще перед крупными, полномасштабными акциями в  Москве, в канун выборов президента и муниципальных выборов мы сумели сформировать форум левых сил. И вот это и стало масштабным действием. 

- Но КПРФ туда не вошла.

- КПРФ туда не вошла, хотя вынуждена была комментировать некоторые действия форума левых сил и некоторые мероприятия в том числе. Комментировать она просто была вынуждена, потому что это был свершившийся факт. Почему она туда не входила? Это видно только, наверное, руководству КПРФ. Нужно у них спрашивать. Но мое мнение, что с их стороны это была большая ошибка. Они могли бы придать этому штабу более серьезную весомость по России.

Автор Саид Гафуров
Саид Гафуров — политолог, руководитель направления "Восток", ведущий прямых эфиров Правды.Ру *
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить