Заседание Правительства РФ о доктрине продовольственной безопасности

Санкции: Грозит ли голод России?

Грозит ли голод России, если упадет импорт продуктов, учитывая, что за последние 20 лет сократилось производство сельхозпродукции? Ситуация вокруг Украины и угроза ужесточить санкции, о которых твердят в Европе и США, стали основанием, чтобы Правительство России рассмотрело вопросы продовольственной безопасности на очередном заседании 27 марта.

В последние годы сформировалось устойчивый стереотип, что Россия полностью зависит от продовольственного импорта. Да, это справедливо для времен президентства Б. Ельцина: тогда, в 90-х, зависимость страны по основным видам продовольствия достигала 50-70 процентов, что, в случае непредвиденных осложнений грозило продовольственным коллапсом, и, разумеется, учитывалось западными политиками в качестве инструмента потенциальной угрозы и давления на руководство России.

Начиная с середины двухтысячных положение стало меняться. К 2010 году государственная политика стала приобретать осмысленный и системный характер, будучи сформулированной в Доктрину продовольственной безопасности, критериями которой стал удельный вид отечественной продукции по восьми видам продовольствия: зерно, сахар, растительное масло, мясо и мясопродукты, молоко и молокопродукты, рыбная продукция, картофель, соль пищевая. К базовым показателям также отнесены физическая и экономическая доступность для населения качественного продовольствия.

Читайте также: Рублю рано прочитали за упокой

И вот результат: в 1995 году на продовольственный импорт приходилось почти 30, в 2013 оценочно — около 13 процентов на сумму примерно 40 миллиардов долларов. Продовольствие на сумму около трех миллиардов ввозим из стран СНГ, которые вряд ли присоединятся к возможным санкциям. 11 миллиардов приходится на ввоз продуктов из развивающихся стран, которые в России не могут быть выращены или произведены — кофе, чай, цитрусовые, бананы и так далее.

Россия сегодня полностью обеспечена внутренним производством по муке, макаронам, сахару. На 85-90 процентов — по растительному маслу, мясным консервам и кондитерским изделиям. Молоко и молочную продукцию наполовину закрывает братская союзническая Белоруссия. Германия дает 12, а Финляндия — 8 процентов импортной потребности молока.

Пока уязвимы позиции России в рыбе (40 процентов ввоза обеспечивает Норвегия), мясе и молоке. Однако по этим видам поставки из зон, контролируемых США и их союзниками, составляют от 15 до 17 процентов: практически полностью прекращены закупки птицы говядины и свинины в США, что связано с ростом отечественного производства и переориентацией на рынки Южной Америки.

В целом, чтобы обеспечить полную независимость от импорта, необходимо дополнительно производить и выращивать мяса крупного рогатого скота на 2,5 миллиарда долларов, рыбы и рыбопродуктов — на 2,5, молочной продукции — на 1, яблок и груш — на 1 миллиард долларов. Общая сумма — примерно 7 миллиардов долларов.

Читайте также: Россия без Украины сможет, а вот наоборот...

Судя по цифрам, приведенным на заседании, отечественное сельское хозяйство уверенно наращивает потенциал. По наиболее проблемному виду продовольствия — мясу и мясопродуктам — объем производства составил в прошлом году 5,2 миллиона тонн, увеличившись на 10 процентов. Это позволило сократить почти на 10 процентов импорт мяса, оставив без работы многих американских фермеров. Увеличилось производство молочных продуктов, сливочного масла. В общем индекс производства продовольственных товаров составил 102,3 процента, как отметил министр сельского хозяйства России Николай Федоров.

Вывод прост: голод России не грозит, если США и Евросоюз попытаются заморозить поставки продовольствия в нашу страну. Бесспорно, некоторые проблемы возникнут, особенно с экзотическими фруктами, винами и дорогостоящими морепродуктами и мясными деликатесами, но сегодня Россия вполне самодостаточна не только во внешней политике, но и в способности прокормить себя. В цифрах это выглядит так: сегодня отечественный производитель обеспечивает на 60-90 процентов потребление продовольствия.

Тем не менее увеличение производства продуктов продолжает оставаться стратегической задачей: в течение максимум пяти лет не только полностью обеспечить независимость от внешних поставок по всем видам продовольствия, но и стать крупнейшим в мире поставщиком продуктов питания.

Автор Юрий Скиданов
Юрий Скиданов — журналист, бывший корреспондент Правды.Ру
Обсудить