Экс-губернатор: Россия? Не ближайшие 10 лет

Экс-губернатор Пермского края Олег Чиркунов на какое-то время вынырнул из забвения. После отставки он и так большую часть времени проводил за пределами России, иногда наведываясь в Пермь. А пару дней назад сделал окончательный выбор места жительства - Лангедок, в котором "нет русских". Там он будет приводить в порядок "огромную территорию, где сейчас все запущено".

Впрочем, как пояснил сам Чиркунов, это вовсе не от неприязни, просто русских именно в этой провинции южной Франции действительно нет. А теперь будут, пообещал бывший глава Пермского края.

"Понимая, что жизнь надо менять и из Перми надо уезжать, квартиру в Перми продал сразу, как закончил там работать, - сообщил Чиркунов на своей странице в Facebook. - Выбор отчасти был предопределен. В ближайшие пять-десять лет не Россия. Почему? Не готов сегодня объяснять". 

"После вояжа Дордонь-Бордо-Тулуза-Пиренеи я оказался в Лангедоке. Это почти уже Каталония, здесь названия улиц написаны на окситанском. Настоящая французская провинция, да еще и один из основных винных регионов страны. Здесь нет русских, это "голландско-английская зона" Франции", - продолжил он.

И поделился планами: "Когда-то очень давно люди создавали здесь свою мечту. Огромная территория: сады, реки, водопады, лес, а сейчас почти все запущено. Захотелось поработать головой и руками и привести все в порядок, восстановить, и еще захотелось привести сюда, на французскую территорию, русское искусство. Возможно, это утопия".

Мнения комментаторов на странице Чиркунов разделились. Кто-то злится, кто-то одобряет его выбор. Впрочем, такую реакцию можно было предполагать. 

Что не снимает вопроса об этичности поступка бывшего губернатора. То есть понятно, что он теперь человек вольный, в своем выборе свободен, и может жить, где пожелает. Но если с 2001 по 2004 годы он работал в Совете Федерации, а с 2004 по 2012-й руководил огромным регионом, то может ли себе позволить написать, что в ближайшие пять-десять лет в России жить не будет? А местом проживания выбрал французскую провинцию, "где нет русских"? А чем он тогда занимался все те годы, что был губернатором? Чего такого совершил, что теперь взялся поднимать "огромную территорию" в Лангедоке? Или это просто эпатаж такой?

"Я могу только порадоваться, что человек со взглядами и вкусами, столь откровенно высказанными, теперь бывший губернатор. Я благодарен Чиркунову за то, что свое отношение к родной стране высказал так открыто. И тем самым дал нам указание, что надо подробнее присматриваться и к другим людям, занимающим такие высокие посты. И подумать, относятся ли они к своей стране так же, как Чиркунов", - сказал "Правде.Ру" политический консультант Анатолий Вассерман.

"Кстати, если мне память не изменяет, именно в Пермском крае несколько лет работал коллектив, включающий Марата Гельмана, Артемия Лебедева и еще нескольких глубоко уважаемых самими собой людей. Последствия их деятельности Пермь еще не вполне расхлебала, но вроде бы уже приходит в себя, возвращается к нормальной художественной и творческой жизни. Думаю, что присутствие этих деятелей в каком-нибудь регионе тоже достаточный повод, чтобы присмотреться к этому региону внимательнее. И посмотреть, не нужно ли применять к руководству региона хирургические меры", - полагает он. 

"В принципе, при прочих равных, это было бы нормально. Человек вроде бы отошел от политики, живет где хочет. Хочет в Лангедоке, хочет в Воркуте", - сказал "Правде.Ру" член совета по правам человека при президенте РФ, журналист Николай Сванидзе.

По его мнению, претензии скорее стоит предъявлять к государственной пропаганде, "потому что все время поется о том, что патриотизм - это самое главное чувство нашего человека". 

"После этого губернатор, назначенный президентом, не успев отойти от деятельности, сбегает во Францию. В этом есть элемент фарса. Такое впечатление, что все эти государственные мужи только и ждут, когда, наконец, можно будет спокойно, накопив денег, отойти от этой должности, не цитировать каждый день президента, не говорить каждый день, как они безумно любят Родину, а спокойно пожить в Лангедоке", - отметил он.

"И вот эти слова странные насчет того, что мы все русские люди любим тепло, и что там, где я живу, нет ни одного русского... Тоже вроде бы все нормально, но попробовал бы он так сказать в должности", - добавил Сванидзе. 

По его мнению, "здесь самое главное, что слова человека, когда он исполняет свои государственные обязанности, и слова человека - и, по-видимому, его реальные мысли - когда он становится частным лицом, радикально отличаются". 

"Вот это плохо. Должно бы не отличаться. Человек же один, не важно, в государственном кресле он сидит или нет. Если любишь Россию, то живи в России. Если ты человек мира, будь человеком мира. Но всегда надо говорить и думать примерно одно и то же, независимо от того, что ты делаешь. А когда человек на публику, будучи официальным лицом, говорит одно, а потом, освободившись от этого омута, говорит совсем другое, это, конечно, производит очень комичное впечатление", - считает Николай Сванидзе. 

Автор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить