Погибшую подлодку считали сдавшейся НАТО

В январе 1961 года в Баренцевом море затонула советская подлодка С-80 с 68 военными моряками на борту. Это произошло как раз в том морском полигоне боевой подготовки, где почти через 40 лет погибла АПЛ "Курск". Подлодку С-80 семь лет считали пропавшей без вести. В Главном штабе ВМФ СССР даже были подозрения о том, что подлодка могла сдаться НАТО.

Ракетная дизель-электрическая подводная лодка типа 644 С-80 вышла в свой последний рейд 25 января 1961 года. Связь с ней пропала 27 января, этот день и считался сначала днем ее исчезновения, а потом днем гибели. На поиски С-80, находившегося где-то на площади в 384 квадратные мили, было отправлено четыре эсминца и спасательная шлюпка.

Потеря была велика: шла холодная война, и в час "Х" корабли этого проекта должны были всплыть у чужих берегов и крылатыми ракетами уничтожить бомбардировщики на взлете. Этому оружию отводилась роль щита в случае нападения на СССР. Если бы новейшие ракеты, которых у НАТО на тот момент не было, попали в руки "вероятного противника", неизвестно, как бы еще все обернулось…

Перед катастрофой экипажу лодки все же удалось оставить на поверхности воды аварийный буй, который и был найден, свободно плавающим по морю — трос, который связывал его с подлодкой, при шторме оборвался… Через семь лет моряки, нашедшие С-80 на дне, определили по картам поисков, что один из эсминцев тогда проплыл совсем рядом от места крушения, всего в полутора морских милях.

Во время одного из плановых рейдов 23 июня 1968 года затонувший ракетоносец С-80 был обнаружен спасательным судном ВМФ "Алтай". Подводная лодка находилась на глубине 196 метров на твердом и ровном грунте, немного накренившись вправо. Для подъема лодки со дна было специально оборудовано и модернизировано спасательное судно ВМФ "Карпаты".

Читайте также: Как "шведский комсомолец" НАТО напугал

Поднятую С-80 "благополучно" отбуксировали в одну из бухт на Кольском полуострове. Сложилось так, что лодку, поднятую на поверхность, даже планировали взорвать и утопить от греха подальше: на ее борту находились боевые торпеды — а ну как рванут? Лишь в последний момент было принято решение осушить отсеки и все-таки достать тела моряков. Когда спасателям удалось приникнуть внутрь корабля… Впрочем, эту картину лучше не описывать. Не для слабонервных.

Правительственная комиссия после долгих исследований восстановила события того дня, 27 января. По сути, гибель лодки стала результатом многих трагических совпадений. Выполнив задание, С-80 возвращался на базу при сильном волнении моря. Вдруг лодка неожиданно провалилась ниже перископной глубины, что привело к затоплению шахты подачи воздуха. Обледеневший запорный клапан при аварии не сработал, поскольку подача горячей воды к нему из дизельного отсека была отключена.

В этот момент трюмный машинист, вместо того, чтобы закрыть захлопку шахты, открыл другой клапан, что привело к усилению потока поступающей воды. Попытка мотористов вручную закрыть второй запор шахты не увенчалась успехом, так как шток клапана был погнут давлением поступающей воды.

Далее последовало еще две трагических ошибки — не была использована система быстрого продувания аварийно-балластных цистерн и не выполнена команда на дачу хода главными электродвигателями. Скорость упала до нуля, лодка провалилась на глубину кормой вниз и вошла в грунт под углом 45 градусов. Переборки 2,3 и 4-го отсеков были разрушены, личный состав в этих отсеках погиб. Попытки оставшихся в живых 24 членов экипажа покинуть затонувшую лодку в спасательных аппаратах не увенчались успехом…

Читайте также: Лики войны: дракон советского флота

С тех пор прошло более полувека. И поздно уже говорить о том, можно ли было не допустить гибели субмарины с экспериментальными на то время новейшими ракетами. Но все-таки… Тот кратковременный выход в море был конкретно для С-80 как бы необязательным. Судя по открытой прессе, которая содержит воспоминания ветеранов Северного флота, в подразделении подлодок, в который входила С-80, не был выполнен месячный план выходов кораблей в море. И вроде бы это было объяснимо: в Баренцевом море в тот год почти весь январь бушевали сильнейшие шторма.

Но решение "поднять план" все-таки было принято. Было еще и мнение, что экипаж не был полностью готов к выходу, в нем было немало прикомандированных на короткий "плановый" выход с других кораблей, и они не очень хорошо знали материальную часть именно С-80.

Есть в воспоминаниях ветеранов мнение и о командире лодки капитане 3 ранга Александре Ситарчике. Якобы был он весьма эксцентричной фигурой. Отец его, генерал-авиатор, погиб во время войны. И молодой командир выходил в море в отцовском летном шлеме и его перчатках. А на тот выход в море этот свой талисман он якобы не взял — все равно всего на несколько суток выход-то… Моряки народ суеверный, поверьте.

Причем до сих пор. Сам помню, как легендарный подводник, заместитель командира бригады строящихся в Северодвинске подлодок Александр Тушин, под чьим руководством проходили испытания множество кораблей, построенных в Северодвинске, в море в надводном положении всегда поднимался из центрального поста на мостик только в древней матросской шапке-ушанке времен войны. Которая давно потеряла свой первоначальный "уставной" черный цвет и смотрелась при разном освещении то серой, то рыжей… И сами понимаете, как отнеслись к тому, что командир Ситарчик впопыхах вышел в море без своего талисмана, его коллеги и начальники. Это же опаснее урагана!

Читайте также: За спасение АПЛ экипаж жестоко наказали

Так или иначе, семь лет, пока на С-80 не наткнулось обследовавшее дно Баренцева моря судно "Алтай", экипаж С-80 числился пропавшим без вести вместе с кораблем. Члены семей экипажа никаких пенсий не получали, ведь факт гибели кормильцев подтвердить было некому. Версии о том, что в эти годы лодку большие начальники считали "дезертировавшей" в одну из стран НАТО, приводятся в военно-морской прессе часто. Время было такое, подозрительное. То, что наши подводники не были предателями, выяснилось, только когда корпус поднятой С-80 вскрыли и обнаружили их останки…

Тела подводников были преданы земле в общей могиле возле поселка подводников Оленья губа в Мурманской области. Кадровики провели свой ритуал — сожгли найденные на борту С-80 удостоверения погибших мичманов и офицеров. Родственников ждали трагические "подарки": было куплено несколько десятков чемоданов, в которые были положены безымянные тельняшки, бескозырки, фуражки… И отправили по Советскому Союзу.

А тот обелиск в Оленьей губе стоит до сих пор. Современные подводники приходят к нему помянуть погибших коллег.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе