Ремонт автомобиля по цене космического корабля

Автомобилисты часто жалуются на дорогое техобслуживание иномарок в России. Причем сколько бы ни возмущался гражданин, услышав обозначенную в сервисе сумму ремонта, а заплатить по чеку ему-таки придется за отсутствием выбора. В чем причина высокой стоимости запчастей у российских автодилеров: в таможенных пошлинах, законах или… монополизме?

Российские автомобилисты, сталкиваясь с необходимостью ремонта своего иностранного железного коня, нередко замечают при обращении к официальным дилерам (а иногда и в обычный сервис), что ремонт этот выливается в довольно приличную сумму, даже когда речь идет о таких мелочах, как замена фары или, скажем, боковых зеркал. И вот потребители гадают: из чего складывается такая цена? То ли запчасти дорого в Россию поставить, то ли труд сервисных работников оценивается столь высоко, то ли российские дилеры обладают слишком большими аппетитами и здоровой долей наглости?

"На "Хонду" запчасти вообще космические, я ее даже не ремонтирую", — рассказывает, к примеру, интернет-пользователь walter_simons.

"У жены перегорела лампочка ближнего света. Машина на гарантии, однако гарантия на лампочки только год. Дилер предложил заменить за почти 900 руб. Заменил сам. Чтоб вытащить фару, нужно отвернуть только один винт. Откуда тогда такие цены у дилеров?", — интересуется rei_fu.

"Я самолично покупал задний дворник на "сандеро" у серых дилеров "Рено", ибо цена у официалов была вдвое выше. То же самое с лампами головного света и прочей мелочевкой", — делится iskandar1970

"Обслужиться у дилера стоит в два раза (а то и больше) дороже, чем у недилера, даже если устанавливать оригинальные запчасти!" — убежден veselovann.

Сразу надо заметить, что данное утверждение верно не для всех марок иностранных автомобилей, присутствующих на российском рынке. Так, например, пользователь 1_2008 сообщает, что "дилер "Рено" продавал оригинальные запчасти в 1,5 раза дороже серого рынка, а "Порше" продал запчасть на 15 процентов дешевле того же экзиста". О том, что завышением цен увлекается не каждый российский дилерский центр, рассказал в беседе с "Правдой.Ру" и заместитель главного редактора журнала "За рулем" Игорь Моржаретто:

"В России обслуживаются 30 марок, в разных регионах разные цены. Есть марки, которые дешевле у нас обслуживаются, чем за границей, есть выше. У нас конкуренция хуже, чем в других странах — это правда, потому что на Западе есть конкуренция, есть серьезная антимонопольное законодательство, это есть такой фактор. Но я не буду говорить, что у всех повально, — подчеркнул эксперт. — Это, кстати, имеет отношение и к цене. Есть автомобили, которые у нас стоят дешевле, чем на Западе. Есть дороже".

Меж тем высокая стоимость запчастей на иные иномарки у официальных дилеров — это не просто наблюдение отдельных лиц, а факт, подтвержденный еще в 2011 году федеральной антимонопольной службой. Два года назад, после многочисленных жалоб автовладельцев, работники ФАС обратили пристальное внимание на деятельность официальных дилеров иностранных автоконцернов в России. Выяснилось, что некоторые дилерские центры установили на рынке запчастей монополию, полностью взяв под свой контроль доставку и продажу оригинальных запчастей, а также определение их стоимости. Возмущение автовладельцев было связано как раз с тем, что цена этих запчастей оказывалась чрезмерно завышенной. Из-за этого обслуживание в официальном дилерском центре вливается в копеечку, а альтернатива не всегда есть, тем более если автомобиль еще на гарантии. После соответствующих проверок ФАС начал продвигать инициативу, согласно которой осуществлять техобслуживание любых моделей иномарок могли бы не только действующие дилеры, но и новые малые компании. Разумеется, идея эта была сразу же встречена главными дистрибьюторами в штыки.

И что мы имеем сегодня? Все те же высокие цены на запчасти у "официалов". "Правда.Ру" решила разобраться, означает ли стабильно высокая стоимость на запчасти, что два года назад ФАС "проиграла" в борьбе с корпоративными монополистами на автомобильном рынке, которые по сей день лоббируют в правительстве свои интересы? По словам опрошенных экспертов, проблема эта гораздо глубже, и на данный момент решается на стадии отношений дистрибьюторов в российскими дилерами, которые изначально складывались совсем не руку последним.

"Там идут, как я понимаю, непростые переговоры. Пока в общем отношения между официальными дилерами и дистрибьюторами улучшились. Есть такое движение. Но этот вопрос не окончательный, — рассказал Игорь Моржаретто. — Есть какое-то движение навстречу. То есть убрали самые болезненные пункты, когда диктовали дистрибьюторы дилерам совершенно дикие условия, и при этом договор заключали очень короткий, не больше чем на год. Человек выполняет все условия, а потом ему говорят: "Ну спасибо, дальше мы с вами работать не будем. Такого уже не будет, я надеюсь".

Тот факт, что зарубежные автопроизводители изначально не устанавливали долгосрочных деловых отношений с дилерами, как можно предположить, тоже сказывался на стоимости услуг последних. В том смысле, что характерная для российского бизнеса неуверенность в завтрашнем дне, стимулирует предпринимателей брать от бизнеса больше и устанавливать более высокую цену на товары и услуги, дабы завтра не оказаться "у разбитого корыта". Впрочем какое бы движение не осуществлялось сейчас на уровне поставщик — дилер, на рынке автозапчастей это пока не отразилось. Как рассказал "Правде.Ру" руководитель "Федерации автовладельцев России" Сергей Канаев, какие-либо результаты борьбы антимонополистов с дилерами в России пока отсутствуют.

"Если говорить о тех ценах, которые сложились на рынке поставки запчастей и ремонта, я считаю, безусловно, в первую очередь влияют на это таможенные пошлины. Во вторую — это те налоги, которые платят в данном случае люди, которые торгуют этими запчастями. Ну и, наверное, все-таки неразвитость еще рынка этого, то есть есть крупные компании, монопольные, но мало таких компаний, которые бы осваивали этот бизнес в массовом порядке, то есть ограниченность бизнеса", — подытоживает Сергей Канаев.

В результате складывается такая ситуация, что россияне предпочитают чинить своих "железных коней" за границей, если, конечно, такая возможность есть. Например, жители Ленинградской области нередко везут свои автомобили на ремонт в Финляндию, хотя, как утверждают знатоки, в этой стране тоже цены не на каждую запчасть будут низкие.

"То, что цены в Финляндии дороже на ремонт, чем в РФ — это факт, езжу туда более 13 лет, — рассказывает на одном из форумов peregon. - Да, раньше и запчасти там все покупали (просто больше негде было и пару раз чинился там). Но сейчас цены на запчасти в России — вне конкуренции, да и стоимость ремонта у нас, я уверен, дешевле. Хотя вот 2 дня назад купил в Финляндии у официального дилера "Тойота" фаркоп со съемным шаром и оригинальную розетку к нему — дешевле, чем предложил ОД в Питере, и в наличии (у нас надо было ждать 1-1,5 месяца), без НДС на экспорт, правда, цена приятная. Кто ищет — тот всегда найдет. На самом деле, некоторые позиции запчастей и аксессуаров дешевле в Финляндии приобретать".

Впрочем наибольшей популярностью у любителей сэкономить на ремонте пользуется Литва, где цены на техобслуживание в большинстве случаев достаточно низкие. Видимо, свою роль в этой стране играет параллельный импорт, который разрешен как явление во многих мировых экономиках. Но не в нашей. В России этот вопрос находится на стадии обсуждения, причем весьма слабого.

Как заявил в сентябре этого года первый вице-премьер Игорь Шувалов, параллельный импорт будет введен в нашей стране году этак в 2020-м. А пока дистрибьюторы и дилеры будут по-прежнему устанавливать свои правила на рынке запчастей на иномарки и, пользуясь несовершенством законов РФ, препятствовать ввозу другими компаниями товаров с логотипом производителей. Потому что ни одна организация, купившая в Японии, США или Европе партию оригинальных запчастей, не может продавать этот товар в нашей стране без письменного разрешения производителя. А получить это разрешение, как несложно догадаться, крайне трудно, поскольку дилеры в России не жаждут плодить себе конкурентов. В отношении же тех, кто провозит партии автозапчастей без ведома официальных дилеров, применяются санкции, предусмотренные статьей 180 Уголовного кодекса "Незаконное использование товарного знака".

К слову для автовладельцев, в России существует таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, который не допускает проникновение на наш рынок контрафактных товаров, в том числе запчастей. И ярлык "контрафакт" может быть помещен на любую партию деталей, не получивших письменное разрешение компании-производителя в России, после чего товар будет благополучно конфискован таможенниками. В реестре присутствуют такие бренды, как Nissan, BMW, Mercedes, Opel, Renault, Toyota и другие. Владельцы этих автомобилей, по сути, остаются заложниками официальных дилеров, от решения которых зависит, по какой цене запчасти на автомобили вышеназванных марок будут реализованы на российском рынке.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что даже небольшие подвижки в направлении разрешения параллельного импорта вызывают радость у отечественных автолюбителей:

"Давно пора, а то, блин, как будто не машину покупаю, а космический шатл какой-то с такими ценами на обслуживание", — замечает пользователь Fragman.

"Легализация параллельного импорта может стать началом конца сверхприбылей местных барыг. Все, что плохо для российских барыг, хорошо для российских потребителей", — заключает t_itanium.

Автор Мария Сныткова
Мария Сныткова — журналист, обозреватель, редактор экономического раздела Правды.Ру *
Обсудить