"План Побега": Кто круче — Шварценеггер или Сталлоне?

Старики Шварц и Слай "План Побега" не испортят

На российские экраны вышел ностальгический боевик "План побега" со старичками Сталлоне и Шварценеггером, который мог с таким же успехом выйти 30 лет назад с ними же. Но он вышел сейчас, и это замечательно: мы увидим своими глазами, на что способны герои 80-х теперь.

Ностальгический боевик — именно так я определил бы жанр, над развитием которого сейчас усиленно трудится Сталлоне и старт к которому он дал, сняв первых "Неудержимых", — фильм о том, как отряд наемников отправляется в южноамериканскую страну, чтобы ликвидировать кровожадного, но не слишком внятного тирана, а заодно и разнести половину этой самой страны.

В первой части Сталлоне собрал кучу героев прошлого и настоящего, во второй — еще больше героев прошлого (для некоторых людей увидеть Уиллиса и Шварценеггера, бок о бок расстреливающих плохих парней, а через несколько кадров помогающего им Чака Норриса — предел мечтаний детства (и я знаю таких людей лично). В третьей части, выход которой запланирован на следующий год, он соберет еще больше народу, правда, потеряв по дороге жадного Брюса Уиллиса, охочего до лишнего миллиона. Впрочем, некоторые считают, что Сталлоне может уговорить кого угодно на что угодно.

И вот, пока поклонникам простых и незамысловатых, но почему-то таких любимых когда-то фильмов, вроде "Танго и Кэш" или "Бегущего человека" в качестве не слишком тяжелой, но весьма аппетитной, остренькой и обильно сдобренной соусом закуске на блюде выложен "План побега". И к этой закусочке, кстати, прилагается и неплохой десертик. Но о нем позже.

Читайте также: "Жасмин": американская мечта на транквилизаторах

Название у фильма настолько дурацкое, что я, уж было, снова хотел поминать недобрым словом торопыг-переводчиков. Однако же нет: он и в оригинале называется совершенно также — " Escape Plan". Кажется, дело снова попахивает боевиком плана "Б", коим он и являлся бы, если бы не Сильвестр Сталлоне и Арнольд Шварценеггер. Да, кстати, со вторым уже выходил в этом году боевичок "Возвращение героя", но эту бездарную поделку (о чем было ясно уже из трейлера) Железный Арни от провала не спас. "План побега" же, даже если он и провалится в прокате, свою маленькую аудиторию поклонников обретет точно.

По сюжету фильма герой Сталлоне Рэй Бреслин — человек, которому платят деньги за побеги из тюрьмы. Так вышло, что он совершает это слишком уж мастерски: бывший юрист откуда только не сбегал, даже книгу написал о сбоях в системах безопасности ряда учреждений. Внезапно его нанимает компания, которая предлагает сбежать из высокотехнологичной тюрьмы для особо опасных преступников (как будто "Гуантанамо" им мало), разрабатываемой спецслужбами в тайне, а потому незаконной, причем помощники Сталлоне не должны знать, где он находится. Дело пахнет керосином, но награда слишком соблазнительна. В итоге Бреслина "закрывают" на самом деле, и ему приходится иметь дело с надежнейшей охранной системой, педантичным начальником-психопатом (Джеймс Кэвизел), охранником-убийцей (Винни Джонс) и задиристыми заключенными-мусульманами.

Ну, и еще с героем Арнольда Шварценеггера, который сидит за то, что якобы не выдает своего гениального босса. Разумеется, эти двое просто не могут не подружиться, вынашивая план побега из места, откуда сбежать очень непросто. В итоге на наших глазах рождается экранный дуэт не хуже Тома Сойера и Гекльберри Финна или Розенкранца и Гильденстерна.

Режиссером совершенно внезапно выступил швед Микаэль Хофстрём, который снял "Зло" — великолепную драму о том, к чему приводит самоуправление в школе, претендующую на "Оскар" в категории "Лучший фильм на иностранном языке". Еще в его послужном списке популярный триллер с Джоном Кьюсаком "1408" по одноименному рассказу Стивена Кинга. После таких разных, но все-таки серьезных работ то, что он взялся за столь откровенное ребячество (только не говорите, что ждали от престарелых Сталлоне и Шварценеггера чего-то серьезного), немного удивляет и умиляет одновременно. Что ж, фильм поставлен грамотно, хотя в данном случае о каких-то особенностях режиссерского языка, конечно, говорить не приходится.

Джеймс Кэвизел сыграл очень своеобразного начальника тюрьмы, этакого американского психопата из книги Брета Истона Эллиса, который берется за вверенное ему дело контроля над сотнями преступников с нескрываемым удовольствием. Педантичный, холодный и жестокий, он все же не способен вызвать страха, как, например, герой Рэйфа Файнса в "Списке Шиндлера". И тем не менее, в рамках такого боевика герой Кэвизела смотрится не то, чтобы идеально — скажем так, он вполне себе грамотно вписывается в общую картину происходящего. Другого от него в "Плане побега" и не требовалось.

"Костолом" Винни Джонс тоже, конечно, не так блистателен, как в "Евротуре", где он открывал пивные бутылки глазницами, или в "Картах, деньгах, двух стволах", где выходил на дело с маленьким сыном. Но очумевшее лицо этого британца идеально подходит для охранника, не гнушающегося убийством-другим, поэтому его наличие в фильме — это тоже маленький плюс.

Если бы "План побега" вышел 20 или 30 лет назад, выглядел бы совершенно также. Подобно тому, как многие современные рок-группы вроде от Motorhead до Foo Fighters не любят использовать компьютерные звуки в своей музыке и пренебрегают современными технологиями записи, те фильмы, в которых сейчас появляется Сталлоне, не используют ровным счетом никаких достижений киноиндустрии (по крайней мере, таких, которые мог бы заметить непрофессиональный глаз). Как-как вы говорите, 3D? Да какое, к черту, 3D? Точно, не сейчас и не здесь.

Читайте также: "Армагеддец": не пей пива — на пришельцев нарвешься

Приятно, что 67-летний Сталлоне и 66-летний Шварценеггер находятся в прекрасной форме. Конечно, они уже не свергают обмазанными жиром мускулами, однако это и не нужно: того, что они здоровяки, не пренебрегающие тренировками и заботами о своем здоровье, видно и без конкурса мокрых маек. А у Шварценеггера здесь точно такая же прическа, что и у моего любимого персонажа Джона Мэтрикса из просмотренного, наверное, сотню раз боевика "Коммандос" 1985 года…

То, что фильм точно понравится всем (наверное, без исключения) тем, кто рос, смотря "Рэмбо" и "Терминатора" на кассетах, обусловлено не только общей атмосферой: на сладкое фанатам припасена зубодробительная сцена со Шварцем и ручным пулеметом. Когда она началась, в зале смеялись и аплодировали.

Самое приятное — происходящее на экране ни в коем случае не воспринимается всерьез. И то, что в сюжете встречаются прорехи (самую явную, связанную с уязвимостью охранников, вы сразу же заметите сами), ни в коем случае не умаляет удовольствия от фильма.

Что ж, Сталлоне и Шварценеггер действительно оказались великолепным экранным дуэтом — причем, в отличие, например, от дуэта Пачино и Де Ниро в фильме "Право на убийство", и их совместная работа вовсе не кажется отчаянными попытками браться за все, что дают. Нет, эта парочка заставит вас, затаив дыхание, смотреть на не слишком жестокое насилие на экране в течение почти двух часов и улыбаться. Почему никто не додумался сделать с ними такой боевик раньше, в 80-х, 90-х? Увы, даже если ответ на этот вопрос и был, он давно затонул в непроглядной пучине истории кинематографа.

Читайте самое интересное в рубрике "Культура"

Автор Борис Стародубцев
Борис Стародубцев — журналист, лингвист, переводчик, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру *
Куратор Дарья Митина
Дарья Митина — историк, государственный деятель, внештатный корреспондент и ведущая эфиров Правды.Ру *