Фильм "Джобс: империя соблазна" о создателе компании Apple Стивене Поле Джобсе

На экраны России выходит фильм "Джобс: империя соблазна"

В сентябре на экраны российских кинотеатров выходит фильм о самом загадочном гении ХХ века — основателе компании Apple Стивене Поле Джобсе. Создатели фильма попытались ответить на вопрос, каким образом этот человек смог необратимо изменить современный мир. Предложенная версия показалась автору этих строк достаточно правдоподобной и оригинальной.

Следует заметить, что экранизации биографий известных людей — дело не только сложное, но и ответственное. Ведь современные люди в данном вопросе больше доверяют режиссерам, чем писателям-биографам, поэтому часто именно тот образ великого человека, который создают деятели киноиндустрии и остается в их памяти, иногда совершенно вытесняя все остальные. При этом даже свидетельства очевидцев и данные из дневника реального прототипа не в состоянии переломить это восприятие — такова сила воздействия кино на наше сознание.

Так, например, практически всем россиянам Василий Иванович Чапаев представляется кавалеристом, который гордо мчится на врагов верхом на коне, размахивая шашкой. Это неудивительно, ведь именно таким и изобразили на экране героя Гражданской войны создатели фильма "Чапаев" режиссеры Георгий и Сергей Васильевы. Таков образ Чапаева до сих пор присутствует в сознании жителей нашей страны — и это несмотря на то, что согласно свидетельствам людей, близко знавших Василия Ивановича, легендарный комдив редко ездил на коне, предпочитая перемещаться на автомобилях — как пехотный унтер-офицер он не доверял лошадям, да и обращаться с ними не особенно умел (о чем неоднократно рассказывал уже после войны его дядя, бывший в дивизии племянника главным конюхом).

Читайте также: "Гудбай, Ленин". Бонжур, глобализация!

Так что с самого начала перед создателями фильма "Джобс: империя соблазна" стояла весьма нелегкая задача — они понимали, что по тому образу основателя компании "Apple", который они создадут на экране, молодое поколения и будет представлять себе Стива Джобса. Сложность еще состояла в том, что прототип главного героя фильма был многогранной и в чем-то таинственной личностью — несколько аутичный интроверт Джобс представлял загадку даже для своих родных и близких друзей. Ну, а история компании, подарившей миру первый персональный компьютер, вообще настолько обширна, что ее логичнее экранизировать не в формате фильма, а, скорее сериала — причем этот сериал должен органично сочетать элементы психологической драмы, черной комедии и захватывающего детектива.

Впрочем, судя по всему продюсер фильма Марк Халм и режиссер Джошуа Майкл Штерн с самого начала и не претендовали на то, чтобы показать всю многогранность личности создателя "Apple" — эта задача была бы невыполнима в принципе. Так что их Стив Джобс не столь многогранен и парадоксален, каким он был в жизни — все внимание создателей картины было сосредоточено на таких качествах героя, как целеустремленность, бескомпромиссность и умение пожертвовать всем во имя главной цели. Так что на экране зритель может ознакомиться с эпизодом из жизни отважного новатора и предпринимателя, который шел к величию, несмотря на все тяготы, теряя на этом пути друзей и сметая все преграды.

Этот фильм охватывает период жизни Джобса с того момента, когда он бросил учебу в Рид-колледж в Портленде (1972 год) и до того, как вернувшийся в "Apple" ее создатель разогнал прежний совет директоров, которые чуть было не довели компанию до краха (1997 год). При этом в основном внимание режиссера заострено на непростых отношениях Джобса и его яблочного "детища". Именно поэтому многие эпизоды жизни этого великого человека упоминаются в фильме вскользь или о них вообще умалчивается — например, достаточно мало рассказывается о непростых отношениях Джобса со своей старшей дочерью, о том, как он нашел своих биологических родителей и смог наладить с ними отношения, о том, как он успешно работал в компании NeXT и на студии Pixar.

Исходя из этого, можно сказать, что основной темой фильма является весьма непростой "роман" Джобса с… созданной им же компанией. По версии авторов фильма именно "Apple" является единственной "возлюбленной" Стива, которой он готов посвятить свою жизнь. Ничего, кроме нее для Джобса просто не существует, или, по крайней мере, не достойно его внимания. И именно ради процветания "Apple" этот человек готов отдать все, что у него есть и пожертвовать всем на свете, в том числе и личным счастьем — впрочем, последнее для него просто невозможно вне любимой компании, символизирующей возможность жить так, как Стив этого хочет.

Так ли это было на самом деле или нет — сказать сложно, хотя многие, знавшие Стива, говорили о том, что, несмотря на свою одержимость высокими технологиями, Джобс все-таки не чуждался других земных радостей. Впрочем, в фильме имеются намеки на то, что Стив вовсе не был компьютерным фанатиком, зацикленном лишь на "железках" и маркетинговых стратегиях — все действие разворачивается под замечательный саундтрек из музыки 60-х годов, которую Джобс очень любил. Это придает образу главного героя некоторую многогранность, а также делает его более загадочным — авторы фильма намекают, что на на экране "уместился" далеко не весь Джобс, некоторая часть его личности так и осталась за кадром.

Если сравнивать главного героя фильма с теми людьми, которые его окружают, то он на протяжении всей картины кажется каким-то инопланетянином — его слова, мысли и поступки совершенно невозможно предсказать. Действительно, непредсказуемость всегда была основной чертой характера создателя "Apple" и именно она приводила к конфликтам с коллегами и друзьями. Авторы фильма объясняют эту черту достаточно просто — в отличие от тех, кто окружал его, Джобс не только видел будущее, но и в какой-то мере пытался жить им уже сейчас. Эта особенность и отличала его от тех, кто намертво "завяз" в дне сегодняшнем и не хотел заглянуть вперед дальше планов на вечер.

Однако эта черта обрекла Стива на вечное одиночество — тот, кто живет завтрашнем днем, неизбежно теряет то, что есть у него здесь и сейчас. Так получилось с друзьями Стива — они, не выдержав его требовательности и жесткости, уходили из "Apple", а он даже и не сразу замечал этого. Сцены ухода двух самых старых сотрудников компании и друзей юности Стива, Дэниэла Коттке и Стивена Возняка — хороший тому пример (по мнению автора этих строк, они вообще являются самыми сильными в фильме). Глядя на эти эпизоды, прекрасно понимаешь всю трагедию Джобса — он, умевший предугадывать будущее, совершенно не мог разобраться в непростом настоящем. Создатель уникальных компьютеров, чувствовавший любое, даже самое слабое колебание IT-рынка, не умел создавать отношения с теми, кто все это время был рядом с ним.

Можно сказать, что в фильме Джобс предстает перед зрителями просто идеальным революционером, способным пожертвовать всем ради воплощения великой идеи. В какой-то мере так оно и было — только такому человеку и оказалось под силу осуществить великую IT-революцию, которая и создала тот мир, где мы сейчас живем. И этот революционер одновременно восхищает и пугает нас, обычных зрителей — каждый, кто посмотрит этот фильм, сразу же поймет, насколько сильно отличается Джобс от обычных людей, причем как в лучшую, так и в худшую сторону. Что же, видимо, именно такие люди и творят историю — как политическую, так и технологическую.

"Стив Джобс видел картинку куда более глобальную, чем любой из нас мог вообразить. Мы мыслили категориями "здесь и сейчас". Джобс же видел, какие последствия вызовет то или иное его решение через 10-15 лет. Как у него получалось жить и работать в будущем — ума не приложу. Но это, вне всяких сомнений, было одно из самых наглядных проявлений его гениальности" — так говорит о созданном им портрете гения нашего времени сценарист фильма Мэтт Уайтел.

Читайте также: "Камилла Клодель": талант как тяжкий крест

Остается добавить, что этот непростой и противоречивый портрет человека, что намертво "застрял" в будущем, не был бы так выразителен на экране, если бы не поразительная игра Эштона Кутчера. Актеру удалось проникнуть глубоко в душу своего героя и создать неповторимый образ вечно ищущего перфекциониста, требовательного к себе и другим, который весь отдает себя творчеству, приносящему как наслаждение, так и страдание. По мнению актера, личностные характеристики Джобса были сродни лазерному прицелу, который вел его к намеченной цели. Кроме того, он умел сказать "нет" любому, кто, так или иначе, отвлекал его от этой цели. "Он всеми фибрами души пекся о качестве продукции. Он посвятил всю свою жизнь созданию самых совершенных электронных девайсов в мире. И мне кажется, что он добился того, к чему стремился," — так охарактеризовал Эштон Кутчер своего героя, который, благодаря его замечательной игре, смотрится на экране поистине шекспировским персонажем.

Итак, можно сказать, что авторам фильма "Джобс: империя соблазна" вполне удалось создать достоверный образ человека, который необратимо изменил современный мир. Думаю, что и российским зрителям будет интересно узнать правдивую историю о самой успешной компании XX века и о ее создателе. И с 19 сентября нынешнего года у нас будет такая возможность, поскольку фильм выйдет на экраны отечественных кинотеатров.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Антон Евсеев
Антон Евсеев — зоолог, корреспондент, позже редактор отдела науки Правды.Р *
Обсудить