ВВС России: "Хватит вытирать слезы!"

Российские авиаконструкторы ведут работы по созданию беспилотного истребителя шестого поколения. Об этом в преддверии авиасалона МАКС-2013 сообщил бывший главнокомандующий Военно-воздушными силами (ВВС) России генерал армии Петр Дейнекин.

В настоящее время в России проходят испытания истребителя пятого поколения Т-50 (ПАК ФА). В то же время, в среде специалистов существует мнение, что европейские государства не будут вести работу над пятым поколением боевой авиации, а сразу займутся шестым. В котором упор будет сделан на беспилотные самолеты.

По словам Петра Дейнекина, прыгать через поколение после экономических потрясений авиационной промышленности у нас вряд ли получится, и разработка самолётов пятого поколения была просто необходима.

По его словам, нельзя сравнивать Россию и к примеру, Францию, которая может покупать истребители пятого поколения в США. Наша страна должна заниматься такими важными разработками самостоятельно, подчеркнул бывший главком ВВС РФ.

"Правда.Ру" побеседовала с экс-главкомом ВВС Петром Дейнекиным о проблемах российской боевой авиации и о том, как они решаются.

— В каком состоянии сейчас находятся российские Военно-воздушные силы? Как идут дела с обновлением летного парка?

— Считаю, что ВВС в настоящее время переживают свою вторую зарю. Дело в том, что с переходом нашей страны на рыночные отношения и сменой социального строя, руководителям государства было не до армии и не до авиации тем более. Сейчас ситуация поменялась. Выделяются значительные денежные средства на развитие армейской, фронтовой и дальней авиации.

Теперь главная проблема за генеральными конструкторами, за авиационной промышленностью и за руководителями Военно-воздушных сил. Они должны использовать благоприятную ситуацию, которая складывается в этом деле на ближайшую перспективу. Так что хватит вытирать слезы, наступила пора работать.

— В прессе цитируются ваши слова, что в России ведутся работы над проектами шестого поколения, причем упор будет сделан на беспилотники. Это действительно тенденция? И может ли это как-то сказаться на подготовке пилотов?

— Не беру на себя смелость заявлять, что упор будет сделан на беспилотники. Нет, еще долгие годы надежным оружием будут оставаться пилотируемые боевые самолеты. За беспилотниками будущее, но в ближайшие годы они инициативу у пилотируемых летательных аппаратов забрать не смогут.

У нас беспилотники применяются несколько десятилетий. Однако они не получили широкого распространения, потому что мы на протяжении последних 20 лет переживали период стагнации. Было не до беспилотников. Сейчас эти упущения наверстываются.

— Время от времени поднимается тема нехватки пилотов для гражданской авиации. Для ВВС эта проблема актуальна? Как сейчас обстоят дела с летными училищами после череды сокращений, слияний и т. д.?

— Проблема подготовки военных летчиков и пилотов для гражданской авиации в нашем государстве была постоянной, вне зависимости от государственного строя. То выдвигался лозунг "Дадим стране 100 тысяч летчиков!", то увольняли из рядов военно-воздушных сил тысячи первоклассных воздушных бойцов.

А сейчас мы пожинаем плоды тех сокращений вооружённых сил, которые были в 90-е годы. И вот эта "ложка", как говорят в аэродинамике, или провал в системе подготовки кадров, сейчас аукнулся. Мы заявляли давно, что такое отношение к подготовке кадров нам аукнется через десятки лет. Вот сейчас мы переживаем острейший дефицит пилотов как в гражданской, так и в военной авиации.

Что касается гражданской авиации, то сейчас в ней насчитывается 15600 пилотов, из них 7500 являются капитанами воздушных судов. Наращивается выпуск пилотов из учебных заведений гражданской авиации, в этом году ожидается выпуск до 940 человек, но 400 летчиков (граждан России) пока еще являются безработными.

Вместе с тем, имеются "продвинутые" менеджеры некоторых авиакомпаний, которые продолжают надеяться на то, что им должны готовить пилотов государственные структуры. Поэтому сейчас в правительстве находится проект постановления о найме иностранных в качестве капитанов воздушных судов. Общественные объединения гражданской авиации категорически против этой идеи, однако она еще не похоронена.

Что касается военных летчиков, то ВВС в ближайшие годы понадобится около тысячи летчиков только для вертолетной авиации. Эта задача вполне посильная для наших учебных заведений.

— Какая наиболее серьезная проблема стоит перед ВВС или может появиться в перспективе?

— Подготовка кадров и освоение новой авиационной техники. Проблемы финансирования новых разработок решены, отношение к людям у руководства Минобороны, изменилось в положительную сторону. Дело теперь за личным составом ВВС. Остальное у них все есть: керосин течет рекой, летают много, новая техника поступает. Желаю им чистого неба, здоровья и успехов в боевой подготовке.

 

Автор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Куратор Александр Артамонов
Александр Артамонов — военный обозреватель, редактор французской версии, ведущий обзоров «Контрольный выстрел» — на канале медиахолдинга «Правда.Ру» *
Обсудить