Вместо кукол — черепаха в депрессии

Если дети играют в "больничку", то почему бы им не поиграть в психотерапевта? Мартин Киттштейнер разработал серию мягких игрушек — животных, страдающих расстройствами психики. Среди них есть овечка с раздвоением личности, черепаха в депрессии и крокодил с водобоязнью. Киттштейнер не первый, кого посетила идея создать игрушки "с проблемами".

Все началось с онлайн-видеоигры со сходной тематикой: в 2003 году появилась компьютерная игра, где игроку отводилась роль психотерапевта в клинике для мягких игрушек. Когда у человека проблемы, он может обнять мягкую зверушку, поясняли создатели игры. А вот самим игрушкам деться некуда — вот они и попадают в психиатрическую лечебницу. В прошлом году дело дошло и до изготовления самих мягких игрушек. К каждому плюшевому зверю прилагается подробное описание характера его недуга.

У змеи, с удивлением разглядывающей собственный хвост, "амбивалентное отношение к своему телу", черепаха "нуждается в размеренном режиме", поскольку сумасшедший ритм современной жизни повергает ее в депрессию, а альтер-эго овечки с раздвоением личности является, разумеется, волк. В конце описания всегда значится: "Очень нуждается в вашей терапевтической помощи!". В серии также есть бегемотик, который утратил речь и, по-видимому, страдает аутическим расстройством, упоминавшийся выше крокодил с водобоязнью, а также врач для всей этой компании — черный плюшевый ворон доктор Вуд. Правда, сам доктор страдает комплексом Наполеона, и непонятно, можно ли вообще доверять ему пациентов.

На сайте магазина предлагается купить зверушек по отдельности или заказать весь набор сразу — для групповой психотерапии. Предназначаются ли эти игрушки для детей? Полезны ли они малышам, школьникам или подросткам?

Создатель серии рассказывает, что задумывал забавных зверушек скорее как игрушки для взрослых. "Идея, заложенная в концепции "Параплюш", очень иронична. И дети понимают эту иронию, но лишь с определенного возраста. Поэтому, прежде всего, "Параплюш", конечно, для взрослых", — говорит Киттштейнер.

"Производителем эти плюшевые звери классифицированы как игрушки для детей от 3-х лет. Но это связано с чисто техническими моментами изготовления: надежностью этих игрушек. Ничего общего с их душевными расстройствами", — добавляет он.

На создание видеоигры и мягких зверушек Мартина вдохновила его девушка, работавшая в тот момент психиатром в больнице. "Была однажды дискуссия о том, можно ли и нужно ли подходить к теме психических болезней с юмором, — рассказывает Киттштейнер. — Я глубоко убежден в том, что это можно делать, отдавая при этом должное уважение данной теме".

Читайте также: Как выбрать школу для своего первоклашки?

Игрушки из серии "Параплюш" в основном покупают взрослые, говорит он. Чаще всего это студенты-психологи или их преподаватели, академики, терапевты — словом, все, кто имеют отношение к миру психологии — а также коллекционеры. Если такую зверушку купят ребенку, вреда она ему не нанесет, убежден Киттштейнер. В худшем случае маленькие дети просто не поймут их подтекста и станут играть с ними, как с обычными плюшевыми зверями. Действительно, "параплюшевые" игрушки могут казаться грустными и растерянными, но в целом выглядят довольно безобидными.

Мартин Киттштейнер признается, что прежде всего преследовал развлекательные цели. Но у него уже есть поклонники-психотерапевты, считающие игрушки полезными. Во-первых, по мнению профессиональных психологов, "Параплюш" поможет привить детям (да и взрослым) адекватное отношение к людям с психологическими проблемами. Фобия или депрессия может возникнуть у кого угодно, а овечка Долли с раздвоением личности отлично иллюстрирует двойственность человеческой натуры:

"Есть терапевты, которые применяют плюшевые игрушки с своей практике. Долли особенно популярна, — рассказывает Мартин. — Долли очень просто иллюстрирует ту ситуацию, что у каждого человека может быть "два лица": в каждом есть Добро и Зло. И это пример, который дети тоже прекрасно понимают".

Киттштейнер скромно признает, что мягкие игрушки — всего лишь игрушки, а если терапевт успешно применяет их в своей практике, то это скорее заслуга терапевта. Но как бы ни скромничал создатель серии, его игрушки действительно "с характером" и со своей историей. Кроме зверей, страдающих психическими заболеваниями, на сайте можно приобрести "Нормаплюш" — "обычных", то есть здоровых плюшевых животных без психических расстройств. Однако и они наделены своей изюминкой: к пример, слон-франкофил по имени Франсуа, который достал друзей по зоопарку своим нарочитым французским выговором, или крот, который вырос в трущобах Лондона, но позже благодаря своему знанию социальных низов добился успеха и стал агентом Скотланд-Ярда.

Полезны ли детям такие игрушки - вопрос открытый. Вряд ли стоит покупать "Параплюш" или "Нормаплюш" малышам и дошкольникам: как и сказал создатель этих зверушек, заложенной в них иронии маленькие дети не поймут. К тому же, детям 2-6 лет требуются простые игрушки: кубики, пустые коробки, колечки, конструктор,- словом, игрушки, способные "быть чем угодно". Именно они развивают воображение и познавательные способности детей.

Читайте также: Кто первым написал "Аленький цветочек"?

Но, возможно, игрушки с характером и со своими проблемами могли бы быть интересны детям предподросткового и раннеподросткового возраста. Игрушки с психологическими проблемами помогут подросткам почувствовать себя не такими одинокими: получается, что трудности есть у всех, даже у плюшевых зверей. А игрушки "Нормаплюш" демонстрируют различные ролевые модели: каково это, когда ты презираешь все отечественное, но любишь зарубежное, как слон Франсуа? Или вырос в бедной семье, как крот Улли?

Автор "Параплюш" — не первый, кому пришла идея создания нестандартных игрушек "с проблемами". В 2006 году дизайнер Полина Волошина придумала необычных кукол, которых назвала "муклами". Муклы — девочки-подростки, которых родители "сплавили" в частную школу. Они неулыбчивы, одеваются необычно и вообще — девочки со странностями. Например, мукла Юля всегда ходит в костюме русского партизана, а Ева — ничего не помнит из своей прошлой жизни и, как крокодильчик из "Параплюша", ужасно боится воды. Истории для мукол, в основном довольно мрачные, придумывает писательница Линор Горалик.

По поводу "мукол" сразу же разгорелись жаркие споры: протест вызывало и неанатомическое строение кукол (пухлые губы и худые фигурки), их мрачные лица и наряды… Особенно сильные нарекания вызывали анорексичные фигуры мукол. Родители подростков опасались, что подростки воспримут их как новый стандарт, пришедший на смену идеальным и вечно улыбчивым "Барби". В целом родители и педагоги сошлись на том, что муклы — скорее игрушки для больших девочек.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

 

Автор Яна Филимонова
Яна Филимонова — журналист и психолог, бывший корреспондент Правды.Ру
Обсудить