Грузинским винам в России придется несладко?

Российский рынок снова рад грузинским товарам. Вслед за мандаринами, два месяца спустя, на прилавки возвращаются грузинские вина. Роспотребнадзор разрешил 36 грузинским производителям представить продукцию для регистрации в РФ. На очереди минеральная вода. Однако, похоже, в свою старую нишу на российском рынке грузинские товары уже не впишутся.

Напомним, в марте 2006-го Россия ввела эмбарго на грузинские вина и виноматериалы. Вне закона был объявлен в том числе и коньяк. За год до этого аналогичный запрет появился на фрукты из Грузии. Эти меры нанесли болезненный удар по экономике страны. Особенно в части ее винного сегмента. Ведь в Россию поставлялось 80 процентов грузинского вина. Попытка экспортировать его в европейские государства успеха не возымела. Руководство Грузии столкнулось с тем, что вино, произведенное для российского рынка, имеет слишком низкое качество для поставки в ЕС. Европа грузинское вино отвергла. Пришлось стране серьезно реформировать свое винное производство, чтобы продукт соответствовал существующим на западе стандартам. Россиян же до введения эмбарго много лет грузинское вино устраивало. Причиной запрещения поставок и продажи, названной Роспотребнадзором, стало высокое содержание пестицидов в продукции.

За семь лет, прошедших с момента запрещения, обе стороны не раз делали заявления, что больше друг друга по части вина не интересуют. И Россия, и Грузия в один голос твердили, что нашли себе более выгодных экономических партнеров. Однако на деле вопрос был куда острее, чем заявлялось. За шесть лет Грузия смогла наладить экспорт лишь одной трети того объема, что ранее поставляла в РФ. В России же всячески пытались обойти запрет незаконными методами, и в прессе то и дело появлялись сообщения об обнаружении нарушителей, нелегально продающих в городах РФ запретный алкоголь, и о случаях провоза грузинского вина через границу гражданами России. Все это свидетельствовало о том, что спрос на грузинское вино в стране по-прежнему существует. В 2011 году главный государственный санитарный врач России Геннадий Онищенко пообещал вернуть грузинское вино. И вот, похоже, этот день настал.

Читайте также: Грузинские виноделы: Виноваты, исправились

"Грузинские вина — это составляющая русской культуры, никто из жителей России старше 30 лет не может и помыслить, что грузинских вин как бы нет в магазинах, — сообщил корреспонденту Правды. Ру писатель и ресторатор, владелец сети ресторанов "Дрова" Дмитрий Липскеров. — Все известные названия грузинских вин (не буду называть, чтобы не рекламировать) живут с нами с детства. Наверное, это те первые напитки, которые мы пробовали из рук родителей. Разумеется определенный ресторанный сегмент будет пользоваться грузинскими винами. Тем более, что грузинских ресторанов у нас очень много: люди любят грузинскую кухню. Если бы грузинское вино не занимало серьезную нишу на алкогольном рынке России, то никто бы его никогда не запрещал".

Во вторник Геннадий Онищенко сделал заявление о том, что сотрудники Роспотребнадзора проверили 37 производителей вина в Грузии и пришли к выводу, что 36 из них вполне достойны российского рынка. Только на одном предприятии обнаружились проблемы, которые необходимо решить. Также прошли проверку и четыре производителя минеральной воды. Главный санитарный врач страны не стал раскрывать названий вин, которые попадут на российский рынок.

Однако известно, что в настоящий момент экспортом вина в Грузии занимается порядка 70 предприятий (до введения российского эмбарго их было более 100). Около 50 процентов объема экспорта обеспечивают компании "Тбилвино", "Телавский винный погреб", Teliani Valley, Wineman, Badagoni и "Тифлисский винный погребъ", сообщает "Коммерсантъ". Несмотря на то, что ранее на российском рынке из названных компаний была представлена лишь Badagoni, все они производят те виды вина, которые любят и ждут российские потребители.

Свое мнение о происходящем Правде. Ру рассказала эксперт потребительского рынка Марина Петрухина. "До введения запрета на российском рынке присутствовало солидное количество компаний — несколько сотен. Соответственно было полусладкое вино, Хванчкара и Киндзмараули — два основных грузинских вина, которые у нас продавались. При этом ни одно из них не соответствовало своему наименованию. Грубо говоря, это были подделки. При этом ходили слухи, что определенные политические силы в Грузии эти вина поддерживали и рекомендовали для нашего рынка. Вина продавались, но специалисты понимали, что Хванчкара и Киндзмараули просто не могут производиться в том количестве, в котором эти вина поступали в Россию".

По словам Марины Петрухиной, сейчас сложно сказать, какое именно грузинское вино будет продаваться в России: столовое или защищенного географического наименования. Российский рынок стал более требовательным, чем в конце нулевых, когда грузинские вина с него уходили. При этом Грузия тонкими винами, в отличие от Италии, Испании и Франции, не особенно может похвастаться, а она будет производить те же виды вина, которые производила ранее. Изменится однако ценовая категория у этих вин: станет выше и будет варьироваться где-то в районе 400-600 рублей за бутылку. То есть их конкурентами станут уже раскрученные на нашем рынке европейские вина. А это значит, что соперничество будет тяжелым, совсем не таким, как ранее. И успех в борьбе полностью зависит от грузинских производителей: победа над конкурентами исключительно в их руках, прогнозы пока делать сложно — разве что ставки.

Читайте самое актуальное в разделе "Экономика"

Автор Анастасия Гарина
Анастасия Гарина — журналист, юрист, правозащитник, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру *