Сусанин времен Великой Отечественной

На станции "Партизанская" Арбатско-Покровской линии московского метро установлен памятник Матвею Кузьмичу Кузьмину, простому крестьянину. Он геройски погиб во время Великой Отечественной войны, но всем своим обликом он напоминает величественную фигуру праотца, не изменившегося за истекшие столетия. Порой его подвиг сравнивают с поступком Сусанина.

Считается, что живший во времена Смуты крестьянин Иван Сусанин отдал "жизнь за царя". Крестьянин Матвей Кузьмин отдал жизнь за народ. Для мелкотравчатых любителей всяческих рейтингов можно добавить — звание Героя Советского Союза Матвей Кузьмич Кузьмин посмертно получил в 83 года. Если были в то время пионеры-герои, то Кузьмина можно числить пенсионером-героем. Вот только какую пенсию мог получать крестьянин-единоличник, не будучи колхозником?

Уроженец деревни Куракино (ныне Великолукского района Псковской области) будущий герой родился в семье крепостного крестьянина за три года до отмены крепостного права. Матвею Кузьмичу было уже за шестьдесят, когда Советская власть своей "мозолистой рукой" учредила колхозы да совхозы. Нелюдимый старик слыл среди своих односельчан "бирюком". В избе, приютившейся на опушке леса, он жил с сиротой-внучком Васей, с которым бродил по окрестным лесам. В колхозе "Рассвет" Кузьмич со своим свирепым Шариком сторожил сельхозинвентарь, за что местная молодежь, не смевшая поживиться добром, за глаза называла крепкого старца "контриком".

Когда в Куракино расположился на постой лыжный батальон 1-й горнострелковой дивизии, командир батальона, которому рассказали о мрачном старике, решил, что лучшего человека в старосты ему не найти. В комендатуре сторожу налили полный стакан шнапса и предложили выпить за гроздойчланд вкупе с фюрером. Кузьмич отказался от тоста, сославшись на старческую немощь и нездоровье, по этой же причине отказался он и от должности деревенского старосты. Немцы испытывали невольное уважение к деду и даже вернули ему его ветхое ружьишко, которое он сдал по распоряжению новой власти.

В феврале 1942 г. перед немецкими горными стрелками была поставлена задача произвести контрнаступление, выйдя в тыл советским войскам в районе Малкинских высот. Старика доставили к командиру батальона и предложили ему стать проводником. За отказ посулили расстрел, за выполнение задания — денег, муки, керосину, а главное, мечту охотника — двустволку знаменитой немецкой марки "Три кольца".

Кузьмич для вида поторговался, взвесил на руке ружьецо и дал согласие. Колхозная шушера недобро смотрела вслед угрюмого старца, спускавшегося по ступенькам военной комендатуры: "Продался, дед Матвей!" Через полчаса из избы выбежал внук Вася с лохматым Шариком. Оба скрылись за кустами на лесной опушке. Чуть позже вышел во двор старик Матвей и стал натирать медвежьим салом свои охотничьи лыжи.

Мальчонка предупредил своих, слово в слово передав наказ деда, что тот выведет немчуру на рассвете к деревне Малкино. Уставший батальон вермахта попал под огонь 31-й отдельной курсантской стрелковой бригады Калининского фронта, потеряв 50 человек. Оставшиеся в живых 20 бойцов были взяты в плен. Вроде бы Кузьмина застрелил немецкий офицер, решивший рассчитаться со стариком за патриотизм, а не за иудино предательство.

Дадим слово автору рассказа "Последний день Матвея Кузьмина" советскому писателю Борису Полевому, который не был свидетелем гибели, но присутствовал на похоронах героического старика:

"Матвей Кузьмин усмехнулся ему (немецкому офицеру — прим. ред.) в лицо издевательски и бесстрашно:

— Хотел купить старого Матвея?… По себе о людях судишь, фашист!

Старик вырвал из подкладки треуха сотенные бумажки и, бросив их в офицера, предварительно отвернулся от наведенного на него пистолета. Он заметил, что пулеметчики боятся его зацепить и не стреляют в сторону пригорка, на котором он стоял.

Немцы тоже заметили это и стирались бежать к лесу, прикрываясь пригорком. Некоторые из них, преодолевая последние сугробы, были уже близко к спасительной опушке.

Матвей Кузьмин взмахнул мохнатой шапкой и крикнул что было силы:

— Сынки! Не жалей Матвея, секи их хлеще, чтоб ни одна гадюка не уползла! Матвей…

Не договорив, он охнул и стал медленно оседать на землю, сраженный пулей немецкого офицера. Но и тому не удалось уйти. Не сделав и двух шагов, он упал, подрубленный пулеметной очередью".

Может быть, совершивший оплошность офицер был итальянцем или, на худой конец, румыном. Поскольку для него было важнее совершить акт мести, вендетту, а не вывести своих подчиненных из-под убийственного огня. Может быть, и на офицера вермахта, как на старуху, бывает проруха. Возможно, что-то напутал или не договорил Борис Николаевич. Военная обстановка порой требовала, чтобы вызвать огонь на себя и тогда гибли от "родных" пуль. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1965 года за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, Кузьмину Матвею Кузьмичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина.

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Обсудить