Киев: по "Газпрому" мазохизмом

На днях на Украине произошло событие, возможность наступления которого считалась невероятной: оппозиция выступила против "энергетической независимости страны". А все дело в новом "энергетическом прожекте" Киева, который предусматривает убыточную и муторную добычу сланцевого газа. А уж о хорошей экологии при такой добыче можно вообще забыть.

Отметим, что на разведку, разработку и добычу сланцевого газа предложено ввести мораторий. Соответствующий законопроект внесли в парламент три влиятельных депутата: Арсен Аваков, богатый бизнесмен с Харьковщины и ее губернатор при Ющенко, глава фракции "Блока Юлии Тимошенко" в прошлой Верховной Раде Андрей Кожемякин и экс-вице-спикер Рады прошлого созыва Николай Томенко.

Между тем, именно этот вид "голубого топлива" (точнее — надежда на него) является ныне одной из главных "фишек", с помощью которых команда Виктора Януковича надеется "избежать энергетического диктата Газпрома". Под которым, собственно, понимается даже не какая-то фантастическая угроза отключения Украины от российской "трубы" (наоборот, Киеву недавно предъявили иск на 7 млрд долларов за недобор законтрактованных объемов газа), но лишь "несправедливо высокая" цена на последний.

Вот и пытаются все время украинские политики хоть в мелочи, но насолить Москве. То чуть ли не под фанфары в ФРГ газ купят (тоже, впрочем, российский — и с копеечной выгодой с учетом доставки), то вот теперь о разработке "сланцевого газа" заговорили. Которого тоже, в самом лучшем случае, смогут добывать максимум 10 миллиардов кубометров, да и то лет через 10, и по цене ориентировочно этак в 250 долларов за тысячу кубов. Что хотя по цене и правда ниже, чем за нынешний российский продукт, но по объему вдвое меньше, чем нынешняя годовая украинская газодобыча. Себестоимость которой — всего несколько десятков долларов за тысячу кубометров.

В целом же, общие цифры выглядят следующим образом: собственная добыча газа на Украине составляет около 20 млрд кубометров, а потребность, даже с учетом драконовских мер экономии (вроде принудительного перевода на уголь и мазут всех государственных котелен и многих ТЭЦ) — 50 миллиардов. То есть, 30 миллиардов все равно надо покупать. И 10 миллиардов кубов собственного сланцевого газа в этом смысле — капля в море. К тому же, никто не знает, какой будет цена на российский газ через 10 лет, которая высчитывается по специальной формуле с учетом мировой конъюнктуры — она может оказаться гораздо ниже, чем нынешняя. А вот новый вид газа будет однозначно дорогим.

Читайте также: Киев провоцирует РФ на "закручивание вентиля"

Однако пропаганда официального Киева тщательно раздувает чаще мнимые преимущества альтернативной газодобычи. Например, на уровне "наглядной агитации", типа буклетов, обывателю внушается магическая цифра — "на Украине 7 триллионов кубометров собственного газа". То есть, при нынешних объемах потребления их якобы должно хватить на 140 лет. А уж с учетом более реальных цифр газодобычи, 10 млрд ежегодно — так вообще на 7 столетий!

Но одновременно замалчиваются другие, не слишком радужные обстоятельства. Дело даже не в том, что 7 трлн кубов — это общие разведанные запасы. Например, в США их — 25 триллионов, но годятся к разработке в силу рентабельности не больше трех с половиной.

Впрочем, украинскую оппозицию взволновало даже не то, что в данном случае "овчинка не стоит выделки". Все дело как раз в том, что цена такой "выделки" может оказаться слишком дорогой.

Ведь что такое — сланцевый газ? Это газ, залегающий не в своего рода "природных подземных резервуарах", как газ обычный, природный — а так сказать, диффузно распределенный по всей толще слоистых горных пород, сланцев. Обычной буровой установкой его из земных недр не достать. Нужно бурить сначала вертикальную скважину, глубиной до 4 километров, потом от нее, параллельно земной поверхности, скважину горизонтальную. Закачивать через нее до 20 тысяч тонн воды, песка и разных химикатов, чтобы те, создав под землей избыточное давление, разрушили хрупкие горные породы и "выдавили" драгоценный газ в добывающую скважину.

Вот этот метод, именуемый "фрекингом", гидравлическим разрывом, и внушает наибольшие опасения своими последствиями. Ведь, хотя в указанных выше объемах воды "химии" — не больше 1-1,5 процента, но это все равно целые сотни тонн. И они, в конце концов, поднимаются повыше, загрязняя собой артезианские и даже грунтовые воды. А это и канцерогенные производные бензола, и многие другие небезвредные вещества. Достаточно сказать, что западными компаниями для этой технологии используется около 80 разных соединений.

К тому же, кроме химических канцерогенов, "фрекинг" часто поднимает из глубины радон. Этот радиоактивный газ, конечно, хорош на курортах, где больные артритами принимают "радоновые ванны". Но получать дозу этой "эманации" чрезвычайно радиоактивного радия ежедневно означает значительное повышения риска онкозаболеваний.

Впрочем, от "фрекинговых" газов страдают не только люди, но и атмосфера, в которой развивается как уменьшение защитного озонового слоя, так и увеличивается "парниковый эффект", чреватый дальнейшими природными катаклизмами.

И, наконец, что немаловажно — закачка значительного количества воды под землю, разрушение целостности находящихся там горных пород, чревато сейсмонеусточивостью. Попросту говоря — землетрясениями. Особенно это касается Львовской области с ее Олесским месторождением — находящейся вблизи Карпат с их особо опасной в этом смысле "зоной Вранча" в Румынии. Чьи власти, кстати, тоже в последнее время озаботились "энергетической безопасностью от Москвы", а потому решили начихать на безопасность экологическую и сейсмическую, начав разработки сланцевого газа. От которых недавно из-за нерентабельности отказались соседние Польша и Венгрия.

Однако украинские "западники" не в пример своим коллегам из Румынии оказались более покладистыми. Тем более, что как указывалось выше, даже в самом лучшем случае успешности разработок сланцевого газа настоящим удовлетворением газовых потребностей Украины даже и не пахнет. Зато пахнет другим — экологической катастрофой. А в целом вся затея нынешних украинских властей выглядит бессмысленным и дорогостоящим мазохизмом. А раз так, то почему бы оппозиции не добавить очков на беспроигрышном расчете на возмущение населения тех регионов, которые Киев решил сделать "заложниками" своей новой "сланцевой энергостратегии", которая не стоит и выеденного яйца?

Конечно, особой надежды на принятие законопроекта, накладывающего мораторий на "сланцевые" разработки, на Украине ожидать сложно. Тем не менее, следует учесть, что если жителей Харьковской и Донецкой областей, где находится самое крупное "Юзовское" сланцевое месторождение, поднять на на заметные акции (в силу традиционной инерции) будет затруднительно, то если протестовать начнут жители Львовской области, власти мало не покажется.

Читайте также: Экономной Украине семь верст не крюк

Да, впрочем, даже не выходя на громкие демонстрации, представители традиционного электората Партии Регионов тоже могут серьезно наказать ее лишением поддержки на выборах. А это может заставить украинскую власть задуматься — стоит ли и дальше продолжать мышиную возню со сланцевой пустышкой, способной принести не столько выгод, сколько серьезных проблем.

Читайте самое интересное в рубрике "Экономика"

Автор Юрий Носовский
Юрий Носовский — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру