Интервью с директором Челябинской школы-интерната Денисом Мацко

Из челябинского сироты сделали Ваньку Жукова

Челябинская школа-интернат прославилась на всю страну после того, как один из ее воспитанников написал письмо президенту с просьбой отдать его в американскую семью. Вскоре, правда, выяснилось, что никакого письма не было. Директор школы-интерната Денис Мацко рассказал "Правде.Ру" о том, почему он верит, что у Максима Каргопольцева все будет хорошо.

— Денис Николаевич, расскажите, пожалуйста, как Максим познакомился в американской семьей?

— В нашем интернате живут дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. У Максима нет родителей. С середины 90-х годов к нам целыми группами стали приезжать американские граждане с благотворительной помощью. Среди них была и эта пара. Они примерно два года общались с Максимом. А в 2012 подали заявление на его усыновление…

— Как Максим воспринял тот факт, что ему — во всяком случае в ближайшее время — не удастся переехать в новую семью?

— Мне понравилось, как он сказал: "Стану взрослым, поеду сам". Да, переживает, поскольку каждый ребенок хочет в семью. Но он здравомыслящий человек и нормально оценивает эту ситуацию. Я общался с американской парой, желающей усыновить Максима. Они производят впечатление порядочных, ответственных людей. Думаю, что их контакт с Максимом не прервется.

Я хочу подчеркнуть, что Максим совершенно интеллектуально сохранный парень. Тут в прессе начали писать, что у него какие-то неизлечимые заболевания, чуть ли не психические. Ничего этого нет. Он очень коммуникабельный, артистичный, с гуманитарными наклонностями. Собирается после окончания школы поступать в юридический техникум. Просто когда мы проводили регулярную профориентацию для знакомства с будущими специальностями, Максим выбрал именно юриспруденцию. Думаю, что у него есть все возможности поступить туда — учится он хорошо. А в будущем, возможно, и в институт захочет поступать.

— А как вообще складывается судьба выпускников вашего интерната?

В нашей школе-интернате детям дается основное общее образование на базе девяти классов. После этого почти все выпускники идут в училища или техникумы. У нас интернат для обычных детей, ну, может быть, с некоторыми легкими когнитивными нарушениями.

Читайте также: "Письмо сироты президенту" - подделка

— Считается, что жизнь большинства выпускников детских домов и интернатов не складывается. Им не удается найти работу, создать семью. Обещанное государством бесплатное жилье также сложно получить. А как у вас решается проблема с жильем для сирот?

— У нас в Челябинске этот вопрос решается замечательно. Все выпускники, у кого нет своего жилья, в обязательномпорядкеполучают квартирыот государства. Власти строят специальные дома для детей-сирот. Во всяком случае за последние четыре года, что я здесь работаю, проблема с жильем полностью решена. К тому же в прошлом году принято очень правильное постановление о постинтернатном сопровождении выпускников детских домов до 23 лет. А то мы их тут водим за руку, в училище тоже водят за руку. А потом начинается самостоятельная жизнь и возникают проблемы. Теперь, надеюсь, таких проблем будет меньше.

— Вы говорите, что в ваш интернат много лет ездят американцы с благотворительной помощью. А почему за это время только одна пара захотела взять ребенка?

— Не знаю, чем это объяснить. Но факт есть факт — в нашей области уже много лет нет иностранного усыновления. Последний случай был лет 6-7 назад в Испанию. Что касается усыновления россиянами, то такие примеры тоже есть. Но дело в том, что у нас в интернате дети школьного возраста — с 7 до 18 лет. Таких усыновляют меньше. В основном все хотят совсем маленьких детей. Но и из нашего интернате детей берут в приемные семьи. Цифры разные: иногда двух детей в год, иногда девять. Хочу сказать, что меня очень радует решение упростить процедуру усыновления и опеки над детьми. Снимутся многие ограничения — по жилью, по доходам, увеличится размер пособий. Конечно, это не значит, что начнется вал усыновлений, но уверен, что число желающих стать приемными родителями, увеличится. Возлагаю на это большие надежды.

— Я смотрела видео, которое Максим снял на Новый год. И меня удивило, насколько ваш интернат не похож на казенное учреждение. Не в каждой квартире так чисто и уютно.

— Да, пределов совершенству, конечно, нет. Но у нас дети действительно живут группами в помещениях квартирного типа, где есть общая игровая комната, кухня с мебельным гарнитуром и холодильником. По двое в комнате. Есть общая столовая, где они питаются пять раз в день. А на кухне могут что-то простое приготовить для себя.

Читайте также: Усыновление в США: пусть свои подождут

— Еще раз возвращаясь к теме благотворительности. Вы упоминали американских граждан. А наши чем-то помогают?

— Да помощь американцев и наших просто несоизмерима. Американцы помогают раз в год, а наши постоянно. У нас очень солидные спонсоры: "Балтика", "Новотэк", местный банк. Они помогли сделать хороший ремонт, сейчас вот провели новогодние праздники, подготовили детям подарки. Каждый год две группы наших воспитанников ездят в детский лагерь на Черном море за счет спонсоров. Также и в Москве на экскурсиях бывают.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Светлана Сметанина
Светлана Сметанина — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить