Французские психологи считают, что в бескорыстных поступках мы ищем выгоду

Нужны деньги? Стань альтруистом

Многие из нас прибегают к альтруистическим манипуляциям, даже не отдавая себе в этом отчета. Например, вы поздравляете начальника с днем рождения, подсознательно рассчитывая, что позже знак внимания вам зачтется. Французские психологи считают, что в этом и состоит выгода от альтруизма — поступая бескорыстно, мы "вкладываем" в наше будущее.

Акт бескорыстного пожертвования — это то, что определенно принесет пользу людям, которым вы хотите помочь. Просоциальное поведение — это любая форма помощи окружающим, и альтруизм, как его вид, предполагает отказ от того, что у вас есть, в пользу другого человека. В самых экстремальных случаях альтруист даже рискует своей жизнью, спасая другого. Однако и сам альтруист может получать выгоду из своих действий.

Социопсихологи видят в альтруизме то добро, что неизбежно противостоит злу. Альтруизм — это противоядие от таких социальных зол, как агрессия, дискриминация и эгоизм. Может показаться нелогичным, что альтруизм принесет добродетельному человеку материальную выгоду, но это действительно так. Исследователи, изучающие это явление, говорят, что "альтруистический насос" работает незаметно, но вполне эффективно.

В психологии есть такое понятие, как прайминг. Грубо говоря, это косвенный способ влияния на память человека. В классическом эксперименте на формирование ложной памяти психологи отметили, что если дать человеку список слов, которые можно объединить одним словом "сладкий" — например, "сахар", "конфеты", "пирожные", то испытуемый обязательно скажет, что в первоначальном списке слово "сладкий" присутствовало.

Читайте также: Эгоизм начинает и… проигрывает?

Наши нейронные сети организованы таким образом, что стимуляция одного узла активизирует другие. То же относится и к альтруистическим порывам. Австрийский психолог Тобиас Грейтемейер в 2009 году доказал, что при прослушивании песен на просоциальные темы (такие как Help, We are the World, Heal the World и тому подобные) люди проявляют большую готовность помогать другим и в дальнейшем подтверждают свою готовность реальными действиями.

Во втором эксперименте Грейтемейера добровольцы после прослушивания тех же песен заявили о намерении пожертвовать деньги благотворительным организациям. Кажется, желанием человека помогать другим можно манипулировать, что тоже является одной из форм альтруизма, если расценивать это с точки зрения сигналов, которые получает наше подсознание.

Вслед за Грейтемейером французские исследователи Селин Жакоб и Николя Квеген решили изучить вероятность того, насколько альтруистический прайминг окажется действенным в деле привлечения спонсоров для ресторана. В тех ресторанах, где проводилось исследование, чаевые сразу включались в счет.Сутьэксперимента заключалась в том, чтобы при помощи манипулирования заставить благодетелей оставить дополнительные чаевые, причем не стандартные 12 процентов, а побольше.

Потенциальных меценатов разделили на три группы. Первая получила счет с напечатанным внизу альтруистическим сообщением (изречение Жорж Санд "Хорошее дело никогда не останется без ответа"), вторая — с нейтральным (латинская пословица "Тот, кто пишет, читает дважды"), третья — вообще безо всего. Официантки не знали, кому и на каком бланке достанется счет, таким образом исключалась возможность того, что к определенным гостям заведения они будут относиться с большим вниманием.

Исследователи, в свою очередь, убедились, что все клиенты, участвовавшие в эксперименте, прочитали напечатанное внизу счета. Как и ожидалось, те, кому достался счет с цитатой Жорж Санд, оставили более щедрые чаевые — примерно в два раза больше, чем представители второй и третьей групп.

Можно, конечно, упрекнуть французов в некоторой неэтичности их исследования — игра на чувствах людей с целью заставить их расстаться с заработанными собственным трудом деньгами представляется не самым правильным поступком. Тем не менее, этот эксперимент, по сути, ничем не отличается от приемов, которыми рекламодатели заставляют нас захотеть купить их продукцию.

Определенная мелодия вызывает ассоциации с определенным продуктом, продавцы в магазинах, кажется, все готовы сделать, чтобы только мы остались довольными, а модели в каталогах приветливо улыбаются. Так почему бы не использовать альтруистические сообщения, чтобы те, кому мы помогаем, отвечали нам взаимностью —  в материальном или психологическом выражении?

Многие из нас прибегают к альтруистическим манипуляциям, даже не отдавая себе в этом отчета. К примеру, вы поздравляете начальника с днем рождения или передаете коробку конфет учителю вашего ребенка, подсознательно рассчитывая, что когда дело дойдет до раздачи слонов, этот знак внимания вам зачтется. Французы же доказали, что связь между праймингом и альтруизмом срабатывает практически моментально и без каких-либо осознанных рассуждений со стороны донора.

Читайте также: Добрые дела — это торговля с мирозданием

Если вы пытаетесь собрать средства на благое дело, добиться увеличения зарплаты или побудить кого-то помочь вам, прайминг может оказаться весьма полезным инструментом. Достаточно вставить в свой монолог пару-тройку альтруистических фраз. Даже если вы не выиграете, у вашего собеседника останется о вас самое приятное впечатление, и кто знает, какие приятные сюрпризы от него ждут вас в будущем.

Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"

Автор Наталья Синица
Наталья Синица — журналист, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру