Определенного гена, отвечающего за интеллект, по-видимому, не существует

Родиться умным вряд ли возможно

Людям почему-то нравится думать, что их интеллект заложен в генах. Возможно, их привлекает идея, что с рождением они переняли умственные способности своих родителей, а в будущем передадут свой "ген ума" детям. Ученые огорчают: определенного гена, отвечающего за интеллект, по-видимому, не существует.

Влияние среды и наследственность — это два важнейших фактора, определяющих развитие человека. В каждом конкретном случае трудно сказать, какой из них оказался более важным. Споры о том, насколько предопределены наши умственные способности, занимают человечество уже не первый век.

Большинству людей, рассуждающих об этом вопросе на бытовом уровне, почему-то нравится думать, что интеллект можно унаследовать. Возможно, их привлекает мысль, что они переняли сообразительность от своих родителей и впоследствии передадут ее детям. А может быть, приятно знать, что твои умственные способности "прописаны" в ДНК, а значит, их не нужно развивать: сами проявятся, если на роду написано быть умным.

Ученые очень осторожно относятся к теме наследуемости интеллекта и существования "гена ума". Диапазон умственных способностей в какой-то мере может определяться генами, говорят они. Но среда тоже имеет сильное влияние на человека. К тому же, вряд ли существует один-единственный "ген ума", сообщают исследователи. Но как быть с данными предыдущих лет, которые свидетельствуют об определенных генах, которые якобы отвечают за проявление острого ума или, напротив, низких интеллектуальных способностей? Таких "единственных" генов набралось около дюжины, говорит интернациональная команда ученых, объединившая специалистов из Гарварда (США), Корнелла (США) шведского Каролинского института и других исследовательских центров.

Читайте также: Наркоманию можно передать по наследству

Свое исследование на данную тему они опубликовали в журнале Psychological Science. Ученые решили установить, действительно ли хоть один из обнаруженных генов интеллекта влияет на уровень IQ. Для этого были набраны три группы добровольцев численностью от 1 700 до 5 500 человек, у каждого из которых проверяли наличие того или иного варианта предполагаемых IQ-генов, а затем — умственные способности. В качестве контроля, то есть заведомо известной связи между геном и фенотипом, исследователи использовали гены, чреватые болезнью Альцгеймера, и те, от которых зависит индекс массы тела.

Никакой достоверной корреляции между генами и умственными способностями людей обнаружено не было. Почему же в прошлом ученые утверждали, что "гены ума" существуют? Дело в том, что до недавнего времени у биологов не было технической возможности рассмотреть весь геном человека. Поэтому при сравнении наследственного материала родственников ученые брали лишь небольшой отрезок генома — и, разумеется, находили корреляцию, причем каждый раз ее "виновником" объявляли новый ген.

"Мы не говорим, что предыдущие авторы были глупы или совершили ошибку, — говорят авторы исследования. — Они использовали самые совершенные на тот момент времени технологии и наиболее современную информацию. В то время считалось, что гены индивидуума имеют куда большее значение, и потому научные работники ожидали найти определенный ген, отвечающий за уровень IQ".

Теперь же, когда можно сканировать и сравнивать геномы целиком, полученные данные придется пересмотреть: как оказалось, ни один ген из ныне известных не может поднять IQ хотя бы на пару баллов. Это неудивительно, сообщают ученые. Даже рост человека зависит от сочетания сотен и тысяч генов, что уж говорить о таком многогранном понятии, как интеллект.

На эмпирическом уровне данная гипотеза подтверждается несколькими наблюдениями. Как известно, природа отдыхает на детях гениев. И наоборот, у многих незаурядных людей родители не обладали никакими выдающимися способностями. А вот в семьях не гениальных, но умных и хорошо образованных людей нередко вырастают такие же сообразительные дети. Причина тому — не гены, а среда, в которой растет ребенок.

На формирование интеллекта ребенка несомненно оказывают влияние внешние факторы. Некоторые ученые считают роль среды в формировании интеллектуальных способностей ведущей (до 60%). Поэтому развитие интеллекта в детстве можно целенаправленно стимулировать. Положительное влияние на умственные способности оказывают развивающие занятия с родителями и педагогами, совместное чтение, развитие творческих способностей и улучшение социальных контактов ребенка.