"Гринпис" провел демонстрацию против ввоза в ФРГ атомных отходов

"Грязному атому" нет места под солнцем?

На севере ФРГ полсотни активистов международной организации Greenpeace провели демонстрацию протеста против прибытия топливных стержней со смесью плутония и урана, предназначенных для АЭС в Гронде (Grohnde). По мнению экологов, их использование увеличивает риск аварий. Осталось ли вообще в мире безопасное место для захоронения ядерных отходов?

Во второй половине дня в минувшее воскресенье полсотни гринписовцев на 12 надувных лодках провели на реке Везер (Weser) в районе города Норденхам (Nordenham) 20-минутную акцию протеста против транспортировки из британского Селлафилда (Sellafield) в Германию топливных стержней с плутонием для одной из немецких АЭС. Одному из участников демонстрации, как пишет Spiegel-online, даже удалось вскарабкаться на нос транспортного корабля. Инициатор акции Бернд Эбелинг (Bernd Ebeling) из группы Contratom, в интервью немецкому интернет-изданию nwzonline отметил: "Это символическая акция. Мы никак не сможем задержать транспорт с ядерным материалом". Опасения экологов вызваны тем, что стержни могут быть дефектными — атомный комплекс в Селлафилде испытывал в последнее время серьезные технические проблемы. После аварии на японской Фукусиме правительство Великобритании приняло решение о его закрытии, отмечает немецкое агентство dpa.

Читайте также: Арктика готовится к генеральной уборке

Ладно бы активисты "Гринписа" — рядовые немцы в последний раз видели транспорт с опасным грузом в конце 1980-х, пока к их берегам не причалил Atlantic Osprey с восемью стержнями атомных отходов. И только за последнюю неделю это уже второе судно с атомными отходами. Через три часа после выгрузки в порту спецтранспортом под охраной полицейскими груз был доставлен на место назначения.

По российскому законодательству, ввоз радиоактивных отходов (РАО) на территорию нашей страны запрещен. Однако это не означает, что нас совсем не касается эта проблема. В 1981 году в Карском море, в заливе Степового, была затоплена советская атомная подводная лодка К-27 с двумя реакторами. И хотя министр окружающей среды Норвегии обратился к журналистам с просьбой не преувеличивать опасность и риски, связанные с затоплением большого количества ядерных отходов в советский период, эта тема периодически снова возникает.

Российские СМИ цитируют слова директора дирекции по ядерной и радиационной безопасности "Росатома" Олега Крюкова, который сообщил, что в ближайшее время госкорпорация "Росатом" планирует начать вывоз с территории Камчатского края накопившихся там радиоактивных отходов для их дальнейшей утилизации. "Ориентировочно в 2014–2015 годах начнется реализация проекта вывоза с Камчатки радиоактивных отходов, — сказал Крюков. — Отходы со всеми необходимыми мерами безопасности будут вывозиться для дезактивации и дальнейшего окончательного захоронения".

Вопрос — куда? Европеец уже давно привык к мысли, внедренной в его мозг еще французскими энциклопедистами, что он всего лишь микрокосм огромного макрокосма. Китайские даосы, да и не только они одни, полагали, что человек всего лишь часть Вселенной. Сегодня бессмысленно избавляться от атомных отходов, вывозя их, например, в "отсталые страны". В них есть своя интеллигенция, знакомая с проблемой утилизации атомного мусора. Но самое главное, у них при отсутствии протестов — следствии отсутствия гражданского общества — нет и соответствующих мест для подобной практики, то есть для утилизации.

К нашему сожалению, специалисты по оценке критических рисков не всегда располагают — в силу ее секретности — нужной информацией, но даже они углядели опасность в транспортировке ядерных материалов из одного государства в другое. На сегодняшний день еще не разработан безопасный способ уничтожения отработанного ядерного топлива, в связи с чем осуществляется транспортировка радиоактивных отходов в специальные хранилища. Мы не только породили новые поколения, но и оставили им в наследство груз своих собственных проблем. Решайте, ребятки, как можете! Печально, если на них размножение кончится. Трагический конец.

Читайте также: "Гринпис" отвоюет у чиновников зубров

Есть ли выход из этого заколдованного круга? Вот такое решение предлагает эксперт по глобальным катастрофам Российского трансгуманистического движения, сотрудник Центра межцивилизационных исследований при Институте Африки РАН Алексей Турчин, автор книги "Война и еще 25 сценариев конца света": "Анализ глобальных рисков показывает, что они могут (если могут) быть снижены только в случае, во-первых, привлечения очень серьезных (если не всех доступных человечеству) ресурсов, а во-вторых — согласованных действий всех государств. При этом роль каждого государства в общем деле в значительной мере определяется тем, какие ресурсы (от интеллектуальных до природных) находятся в его распоряжении (и, подразумевается, под контролем), потому что именно они могут быть как средством решения глобальных проблем, так и их источником. Нетрудно также заметить, что катастрофические явления глобального масштаба в ряде сценариев могут оказаться следствием неких просчетов, допущенных на уровне одного государства. То есть, рассматривая вопрос глобальных рисков, мы неизбежно приходим к теме ответственности".

Напоследок хотелось бы заметить, что кружить на катерах вокруг контейнера с радиоактивными отходами — затея отнюдь не безопасная. Не только для полоумных активистов, которых могут ненароком зацепить бортом, бог бы с ними! И хотя последние автомобильные (и не только) краш-тесты нам демонстрируют, что даже "случайное" повреждение якобы не грозит контейнеру с опасным грузом — разве не случается на старуху проруха?

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *