Стресс имеет свойство возвращаться

Стресс, как известно — это реакция на пугающую или морально тяжелую ситуацию. Он может накапливаться и проходить. Но существует синдром, под воздействием которого человек переживает травму вновь и вновь.

Посттравматическое расстройство часто встречается у военнослужащих, побывавших в горячих точках, хирургов и спасателей, очевидцев терактов. Ученые из Швейцарии утверждают, что нашли ген — виновник этого недуга.

Психологи и врачи сходятся на том, что посттравматическое расстройство развивается в результате психотравмирующих ситуаций, которые выходят за пределы обычного человеческого опыта. То есть криков начальника или даже сильной ссоры с близкими тут недостаточно. К посттравматическому синдрому может привести чрезвычайная ситуация, угрожающая жизни человека или окружающих — военные действия, террористические акты, природные катастрофы. Однако ПТС развивается далеко не у всех.

Читайте также: Стресс можно включить и выключить

В момент самой чрезвычайной ситуации человек испытывает стресс. В дальнейшем, если он выжил и остался цел, стресс постепенно проходит, и человек возвращается к нормальной жизни. Это удачный сценарий развития событий. Однако у некоторых людей стресс словно застревает в сознании, воспроизводясь снова и снова.

Травмирующее событие всплывает в их сознании годами с прежней яркостью. Медики зарегистрировали, что стресс, испытываемый пациентом в этот момент, превышает тот, который он ощущал в момент собственно травмирующего события.

В таком состоянии человек способен совершить суицид лишь ради того, чтобы прекратить мучительное состояние. Для ПТС характерны повторяющиеся кошмарные сны и так называемые флешбеки — внезапные патологические переживания прошлого опыта или его элементов, сходные с галлюцинациями.

Со стороны ПТС может напоминать депрессию. Человек замыкается в себе — полностью или частично, особенно избегая разговоров, мест и людей, которые могут вызвать в памяти болезненные воспоминания. Психиатры отмечают, что для пациентов с посттравматическим расстройством характерна психогенная амнезия: несмотря на тяжесть испытанного стресса, они не могут по просьбе вспомнить травмирующее событие в деталях.

На здоровье ПТС оказывает без преувеличения разрушительное воздействие. Во-первых, человек находится в состоянии постоянной бдительности, словно все время ожидает угрозы. Это изнашивает нервную систему, приводит к расстройствам сна и настроения.

Часто у пациентов с ПТС наблюдаются также болезни сердечно-сосудистой, пищеварительной и эндокринной систем. ПТС сопутствует и ряд других негативных симптомов: десоциализация, повышенная агрессивность, потеря работоспособности и апатия, нарушение концентрации внимания, чувство вины за случившееся (вне зависимости от степени реальной ответственности).

Как мы видим, человек с ПТС по-настоящему глубоко страдает. Перспективы излечения этого расстройства намного хуже, чем шансы, к примеру, вылечить депрессивного больного. Здесь человек страдает одновременно от стресса, депрессии и эндогенных расстройств. Традиционно при посттравматическом расстройстве применялось комплексное — медикаментозное и психотерапевтическое — лечение.

Но для ученых до сих пор оставалось загадкой, почему одни люди подвержены посттравматическому расстройству, тогда как другие, отойдя от стресса, могут продолжать нормальную жизнь.

Кажется, ответ на последний вопрос был недавно найден швейцарскими исследователями. Биологи из Базельского университета (Швейцария) обнаружили ген, отвечающий за яркость эмоциональных переживаний. Именно он заставляет некоторых людей, переживших страшное событие, вспоминать его снова и снова с той же яркостью.

Предположив, что посттравматический синдром связан с эмоциональной памятью, ученые сосредоточились на гене PRKCA. Это один из генов, отвечающих за работы структур мозга, которые ответственны за эмоциональную память. PRKCA существует в нескольких вариациях — аллелях.

Исследователи взяли у 700 добровольцев образцы ДНК, чтобы выяснить, каким аллелем PRKCA они обладают. Затем участникам эксперимента показывали фото с неким эмоциональным сюжетом, а через некоторое время просили рассказать, что было изображено на снимках.

Связь с аллелями гена PRKCA была обнаружена очень скоро. Оказалось, что самой "эмоциональной" является комбинация двух аллелей, А этого гена. Люди, имевшие такую комбинацию, запомнили намного больше деталей картинки, которая произвела сильное эмоциональное впечатление. Парный вариант G уменьшал емкость эмоциональной памяти. Промежуточное положение занимал гетерозиготный тип — обладатели пары, А и G.

Связь А-аллеля PRKCA с яркостью эмоциональной памяти объясняет еще один удивительный феномен. В 1994 году в Руанде в результате прихода к власти временного правительства произошел страшный геноцид, который привел к истреблению представителей этнического меньшинства страны — народности тутси и народа хуту.

Скорость убийств людей в Руанде в пять раз превышала скорость уничтожения пленных в немецких концлагерях времен Второй мировой войны. Среди 347 жителей, спасшихся из этой мясорубки, посттравматический синдром был диагностирован лишь у 134 — хотя учитывая ужасы пережитого этими людьми, ПТС должен был мучить каждого первого.

Исследователи оценили распределение аллелей гена PRKCA среди руандийцев. Как показал генетический анализ, среди европейцев аллель, А встречается намного чаще, чем среди уроженцев Африки. Руандийцы с посттравматическим синдромом как раз несли в геноме А-версию гена PRKCA, расширяющую эмоциональную память. Результаты исследования ученые опубликовали в журнале PNAS.