психолог из Гарварда Стивен Пинкер считает, что человечество становится менее агрессивным

Человечество избавляется от агрессии

Ежедневно на каждого из нас обрушивается поток новостей с происшествиями, случившимися в разных уголках планеты: войны, насилие, изнасилования, маньяки и убийства. Кажется, страшно выйти на улицу. Однако психолог из Гарвардского университета Стивен Пинкер пришел к оптимистическому выводу, что человечество становится менее злобным и агрессивным.

Археология, специализирующаяся на изучении истории насилия, называется на Западе atrociology (atrocity— жестокость, злодеяние). На основании результатов этой дисциплины и, опираясь на фундаментальный труд немецкого социолога и культуролога Норберта Элиаса "О процессе цивилизации" (Norbert Elias. Über den Prozeß der Zivilisation/1939), психолог из Гарварда Стивен Пинкер утверждает, что установленные современными государствами нормы человеческого общежития постепенно изменили психологию, и люди стали более терпимыми друг к другу. Большую роль в этом сыграла вся западная цивилизация в целом.

Собственные выводы Стивен Пинкер изложил в пухлом интеллектуальном бестселлере "Лучшие стороны нашей натуры. О причинах спада уровня насилия" (Steven Pinker. The Better Angels of Our Nature. Why Violence Has Declined). Канадский ученый, оперируя статистическими данными, приводит аргументы в пользу своей гипотезы и анализирует причины, которые, на его взгляд, привели к столь положительным результатам.

Читайте также: Дружелюбные с голоду никогда не умрут

Стивен Пинкер ссылается на археологические данные, что в доисторические времена насильственной смертью погибал каждый седьмой человек. Напротив, число жертв в первой половине 20-го столетия в Европе, несмотря на две мировые войны, согласно исследователю, достигло "всего лишь" трех процентов населения. Автор сравнивает примерно 55 миллионов погибших во Второй мировой войне с 40 миллионами умерщвленных татаро-монголами в XIII веке.

А поскольку население планеты во времена монгольских завоеваний составляла только седьмую часть населения столетия ХХ века, Пинкер противопоставляет 280 миллионов жертв кровожадности монголов 55 миллионам погибших во Второй мировой войне. В списке 20 наиболее кровавых страниц в истории человечества Вторая мировая война, по Пинкеру, занимает 11-е место, а гражданской войне в России (ХХ век) отведено самое последнее место по количеству жертв.

"В доисторических поселениях от половины до двух третей жителей погибало насильственной смертью, — пишет Пинкер. — Для европейских городов статистика составлялась из расчета на каждые 100 тысяч населения (хотя их население было тогда гораздо меньше). Выходило, что в XIV-XV веках в Лондоне жертвами насилия становилось 55 человек на каждые 100 тысяч населения. В Оксфорде — 100, в Амстердаме — 50, в Риме — между 30-ю и 70-ю. Сейчас ежегодная статистика убийств в Риме — один человек на каждые 100 тысяч населения, в Лондоне — два человека, в Осло — тоже два (и даже после теракта Брейвика на острове Утейя это добавит не более 16 человек на 100 000). Сейчас в Европе ваш шанс быть убитым в 10-20, а то и в 50 раз ниже, чем 500 лет назад".

В США количество изнасилований и убийств только с 1973 по 2008 годы снизилось на 80 процентов. И тут же исследователь упоминает об одной пикантной детали. Оказывается, коэффициент умственного развития (IQ) президентов США находится в непосредственной связи с потерями в войнах, которые Соединенные Штаты вели во время их нахождения у власти. Чем ниже был IQ хозяина Белого дома, тем выше количество жертв, пишет в своей книге Пинкер.

Читайте также: "Круговорот" насилия в птичьих стаях

По мнению Пинкера, улучшению криминогенной обстановки способствовали многие факторы. Одна из главных причин состоит в том, что человечество умнеет. IQ-тесты показывают возросший интеллектуальный уровень подрастающего поколения. Развитие демократии, распространение образования, которое способствует рациональному мышлению и предотвращает, как говорят психологи, эмоциональные короткие замыкания.

Автор считает, что громадную роль в истории западной цивилизации сыграла также коммерция, благодаря которой у многих людей развилось чувство альтруизма. Отмечена им и всевозрастающая роль женщин, переставшими быть пассивными. Этот тезис Пинкер аргументирует тем, что женщины стали пользоваться противозачаточными средствами для планирования семьи, чем сократили появление на свет (нежелательного) потомства.

Еще в конце 1980-х годов канадские эволюционные психологи Мартин Дэлай и Марго Уилсон в своей книге "Человекоубийство" (Martin Daly, Margo Wilson. Homicide) выдвинули тезис, что в жизни людей прошлого насилия было намного больше, и жизнь большинства наших предков чаще, чем сегодня, заканчивалась убийством. Разумеется, в истории случались периоды, когда агрессия отступала, но они были чересчур короткими, чтобы их могли объяснить эволюционным механизмом естественного отбора.

В отличие от выдающегося австрийского этолога и лауреата Нобелевской премии Конрада Лоренца, в частности, автора книги "Агрессия" (Konrad Lorenz. Das sogenannte Böse. Zur Naturgeschichte der Aggression), который в 1960-е годы утверждал, что агрессивность является врожденным, инстинктивно обусловленным свойством всех высших животных и вида Homo sapiens, для психолога Пинкера ответ коренится в человеческом духе, точнее в той высокоорганизованной системе познавательных и эмоциональных способностей индивида, которые осуществляются в мозгу и своей основной конструкцией обязаны эволюционным процессам.

Напомним, что основоположник этологии считал "внутривидовую агрессию наиболее серьезной опасностью, какая грозит человечеству в современных условиях культурно-исторического и технического развития".

Как и Конрад Лоренц, также на богатом фактическом материале, с использованием результатов предыдущих исследований своих коллег, Пинкер приходит к выводу, что человек способен овладеть своими пятью внутренними демонами: грабительскими и эксплуататорскими инстинктами, направленными на достижение собственной выгоды или по идеологическим соображениям, стремления к господству — авторитету, славе и власти, — мести и садизму.

Против этих пяти демонов Стивен Пинкер выставляет четырех так называемых "лучших ангелов нашей природы" — как их некогда назвал американский президент Авраам Линкольн. Под ними Пинкер подразумевает самообладание; эмпатию или понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания; мораль и разум, которые все вместе образуют поразительную связь.

Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Обсудить