Авиапроисшествие в Благовещенске: Ан-24 совершил жесткую посадку

Российская авиация в замкнутом круге

В эти часы каким-то странным образом растет число пострадавших в авиапроисшествии в Благовещенске. Пассажирский Ан-24 совершил жесткую посадку, выкатившись за пределы взлетно-посадочной полосы. Сначала в сообщениях информагентств фигурировало двое пострадавших, потом пятеро, потом 10, теперь вот 12… Такая же путаница во всей нашей авиации в целом.

Самолет, выполнявший рейс Иркутск — Чита — Благовещенск — Хабаровск, при промежуточной посадке в Благовещенске вдруг выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы. Поломаны крылья, шасси, вылилось топливо. Но, к счастью, пожара не случилось — иначе число пострадавших было бы куда больше. Возможно, были бы и жертвы…

На борту находилось 36 человек, в том числе трое детей. В Главном управлении МЧС России по Амурской области открыт телефон горячей линии, по которому родные и близкие пассажиров аварийного Ан-24 могут уточнить информацию о людях, летевших на самолете.

В региональном управлении МЧС уже сообщили, что возможной причиной происшествия стала плохая видимость из-за погодных условий. Подул боковой ветер, и самолет как бы "сдуло" в сторону от полосы. Мог ли что-либо предпринять в такой ситуации экипаж воздушного судна? По-видимому, об этом мы узнаем лишь после расследования, которое уже началось.

Читайте также: Кто виноват в гибели пассажиров Ту-134

Как же все-таки не везет воздушным извозчикам, пассажирским трудягам советской постройки, этим самым Ан-24… Ведь буквально недавно, 11 июля, Ан-24 авиакомпании "Ангара", следовавший рейсом из Томска в Сургут, вынужденно приводнился на Оби из-за пожара в двигателе. В результате аварии самолет разломился пополам. На борту Ан-24 находилось 37 человек, семеро из них погибли. По словам выживших пассажиров, своим спасением они обязаны пилотам, которые профессионально посадили самолет на воду и тут же оказали помощь пострадавшим.

Как-то тронуло сообщение в сибирских СМИ о выжившей в той страшной катастрофе кошке Ромашке, которая вместе с хозяйкой летела в Сургут из Томска. Бедная кошка просидела в полузатопленном самолете неделю, в потом еще 16 дней Ромашка провела на Колтогорском причале. Животное потерялось во время аварийного приводнения. Сразу ее обнаружить не удалось, хотя хозяйка вовремя забила тревогу, а при поднятии фюзеляжа аварийного самолета слышалось жалобное мяуканье.

После того как самолет подняли, кошка не хотела выходить из фюзеляжа. Потом она все-таки сбежала из разваленного самолета, жила на пирсе, приходила в себя после жуткого стресса — ведь и для бессловесных животных такие ситуации не проходят бесследно. Хозяевам ее передали энтузиасты, которые почти 500 километров специально везли ее в своей машине.

Читайте также: "Лазерные атаки": уже не хулиганство, еще не террор

Почему-то подумалось, что вся наша гражданская авиация тоже испытывает жуткий стресс, от которого ее нужно срочно лечить. Кое-какие меры уже предпринял президент Дмитрий Медведев, который с 1 января 2012 года запретил эксплуатацию на регулярных пассажирских рейсах самолетов Ан-24 и Ту-134. По сути, речь идет о постепенном их выводе из регулярного воздушного сообщения. Вполне ясны мотивы, по которым президент решил начать избавляться от старых самолетов: на нем лежит ответственность за жизни всех россиян…

Ситуацию комментирует "Правде.Ру" заслуженный летчик России, не одну тысячу часов проведший за штурвалом Ан-24, Владимир Милютин. Его чистый летный стаж — 34 года, он летал на машинах Колымо-Индигирского авиаотряда, потом Мурманского, одно время преподавал в Омском летно-техническим колледже гражданской авиации имени А.В. Ляпидевского. Несколько раз в разные годы привлекался в качестве эксперта при расследовании летных аварий и происшествий. На пенсию вышел лишь два года назад, поэтому в курсе всех последних событий в гражданском воздушном флоте. Вот что сообщил Владимир Константинович:

"С президентом, конечно, спорить негоже, его указания все равно придется выполнять, чего уж там… Однако давайте дальнейшую судьбу самолетов Ан-24 и Ту-134 решать только после тщательного изучения ситуации. Нужно провести анализ, насколько часто были летные происшествия с Ан-24. Поверьте, если самолет не выработал свой ресурс и нормально прошел техническое обслуживание, то должно быть все равно, старый он или новый: он допущен к выполнению полета.

Вот главный минус ситуации. Возможный резкий запрет эксплуатации самолетов Ан-24 может нанести сокрушительный удар по авиасообщению с отдаленными районами и городами страны. Порой только "аннушка" является единственным транспортным средством, которое может достичь тех или иных населенных пунктов! Поверьте, люди в глухой глубинке считают этот самолет и спасителем, и кормильцем…

Позвольте немного истории. Пассажирский турбовинтовой самолет для линий малой и средней протяженности Ан-24 выпускался с 1959-го по 1979 год. Было выпущено более тысячи таких самолетов, более 300 до сих пор эксплуатируются, в основном в России, странах СНГ и Африки. Дальность полета — три тысячи километров. Крейсерская скорость — 490 километров в час. Максимальная взлетная масса — 21 тонна.

Важная особенность Ан-24 состоит с том, что конструкция шасси этого самолета допускает взлет и посадку с грунта, со взлетно-посадочной полосы с неровным покрытием — это до сих пор суровая действительность для некоторых регионов России. Ан-24 прекрасно летает в диапазоне температур от минус 40 до плюс 40 градусов. Поэтому небольшой Ан-24, рассчитанный на перевозку 45-50 человек и выполняющий около 85 процентов всех региональных перевозок, будет очень сложно заменить другими моделями.

Читайте также: Авиановости: маляр идет в гинекологи…

Ан-24 сегодня летает туда, где нет ни железных, ни автомобильных дорог, и остается там единственным видом транспорта. Если сразу резко убирать с регулярных перевозок воздушных ветеранов, самолеты Ан-24, то мы практически "оголим" две трети России. Конечно, хорошо было бы покупать новые российские самолеты, но замены Ан-24 я пока не знаю. Да и владельцы авиакомпаний не склонны вкладываться в новую технику: летает самолет — ну и пусть себе летает. Разными путями обходятся технические регламенты, капремонты, поддерживающие ремонтные мероприятия…

Есть, кстати, очень хорошие бразильские самолеты сходного с Ан-24 типа, на 45-50 человек, они, говорят, даже намного дешевле сходных российских. Но даже такие машины владельцы авиакомпаний не хотят брать, чтобы обновить парк. Думается, что главная проблема гражданской авиационной отрасли — отсутствие государственной политики замены вырабатывающего свой ресурс и морально устаревающего авиапарка. Пока владельцы авиакомпаний будут держаться за свой карман и не вкладываться в обновление — будет плохо".

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить