О людях и терактах

Что в приличном обществе делают с людьми, которые пришли позубоскалить на похоронах? Что власти делать с губернатором, который на следующий день после кровавого теракта публично выступает с провокационной филиппикой, в которой находит вину народников, эсеров и большевиков в том, что случилось в Домодедове? Когда рецепт от терроризма им подается следующий: переименовать улицу Софьи Перовской?

В Сети есть такой термин — "троллинг". В общем случае он означает действия человека, который приходит в то или иное обсуждение и начинает провоцировать его участников профанирующими высказываниями на грани приличий. Вызывает бурную дискуссию с потоками грязи и наслаждается кипящими страстями.

Интернет дает для этого прекрасную возможность. Оппоненты могут оплевать монитор и разбить клавиатуру в бессильной ярости, но до хихикающего обидчика не доберутся.

Типичный троллинг: в российской военно-исторической конференции расписывать героизм УНА-УПА "в борьбе с фашистами и жидобольшевиками". Или из России в израильской конференции во время очередного обострения арабо-израильского противостояния нахваливать успехи арабов.

Типичный троллинг — это когда вечером 24 января в популярную российскую конференцию приходит пользователь из Прибалтики и заявляет: "Это вам наказание за размер вашей страны и за отношение к малым странам!" И группа улюлюкающих русскоязычных финнов с радостью его поддерживает — к бессильной ярости российской аудитории, шокированной случившимся в Домодедове.

Читайте также: Специфика шока (+ видео)

Сейчас я скажу, возможно, крамольную мысль, но эти игры часто уже великовозрастных интернет-подростков все же направлены на тех, кого они полагают своими противниками. Идеологическими, геополитическими, национальными и какими угодно еще. Бытовой антисемитизм выражается в провокациях в еврейских конференциях, бытовая русофобия — в российских. Во всех случаях это попытка зацепить за живое и больное и насладиться брызжущим слюной оппонентом.

А вот теперь самая крамола — на кого направлены слова губернатора Кировской области Никиты Белых, который 25 января заявляет в своем блоге: совершен очередной теракт и, пока не произойдет переименования улиц, носящих имена революционеров XIX — начала XX веков, нельзя даже говорить о победе над терроризмом?

Который перечисляет фамилии персонажей из учебника истории и заявляет: "Так наше общество точно не приемлет терроризм? Мы против переименования улиц? Тогда нечего удивляться появлению фанатиков, готовых на все ради своих идей".

На кого направлен этот троллинг? И чем он — по своей внутренней логике, по строению, по уровню аргументации, когда причина трагедии в Домодедове переплетена с революционными событиями вековой давности, — принципиально отличается от выплеснутого в день теракта в российскую Сеть ведра помоев "это вам наказание за размер вашей страны и за отношение к малым странам"?

Никто не требует от всей страны держать трехдневный траур по погибшим. Но можно воздержаться от зубоскальства на похоронах. Не троллить в Сети, не подбрасывать жареную тему, используя трагедию как повод.

Но все же это очень интересный вопрос: что делать с обличенным властью человеком, который оказался за гранью общественной морали?

Читайте самое интересное в разделе "Политика"

Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *