У миссионеров нет секретов от прихожан

Некоторым людям, пришедшим в церковь недавно, может показаться, что прихожане "со стажем" что-то от них скрывают. Быть может, в православии, как в некоторых тайных орденах, есть разные степени посвящения? О том, так ли это на самом деле, "Правде.Ру" рассказал Юрий Белановский, заместитель руководителя Патриаршего центра духовного развития молодежи.

— Юрий, могут ли у миссионера быть секреты от тех, кому он свидетельствует о вере?

Не может быть встречи самого с собой: встречаются как минимум двое. И от реакции и поведения каждого многое зависит. Миссионерское свидетельство — это тоже встреча, встреча слушающего и благовествующего, встреча того, к кому Бог обращается с призывом, и того, кого Бог послал этот призыв возвестить. Если бы речь шла о каких-то корыстных интересах, к примеру о разговоре коммивояжера и покупателя, то тут может быть все что угодно. Но благовестие не может быть сопряжено с неправдой, причем со всех возможных сторон. Тот, кому благовествуют, прежде всего должен знать, кто к нему обратился со словом Божиим, как его зовут, какую веру он исповедует, как сам живет по вере. Если он это принимает и готов к разговору, то и сам призван быть искренним, открыть свое имя, свою веру, свои сомнения или недоумения.

Когда речь идет о благовестии, то примером для христиан должна быть проповедь Господа Иисуса Христа и апостолов. Они были предельно честны, но это не значит, что у них не было своих тайн, своих секретов. Речь о той глубине личной жизни, куда порой не пускают даже близких людей. Речь не только о том, что каждый имеет свою тайну личных отношений с Богом, но о тайне отношений с родными, с друзьями, о тайне своих помышлений и даже тайне прегрешений, которые христианин старается распознать в своей жизни, в которых кается, которые старается уврачевать. Разумеется, всякий раз выворачивать душу наизнанку совсем не следует, это очень вредно. Честность не означает открытость или уязвимость. Конечно, если какое-то прегрешение проповедника стало общеизвестно — глупо отрекаться и лукавить. Честность в том, чтобы признать нечто плохое, но и выразить свое отношение к этому, выразить свое раскаяние и желание измениться.

Читайте также: Катехизация обязательна, но должна быть бесплатной

Благовестие миссионера должно быть ясно и чисто. Правда, тут следует оговориться и вспомнить о педагогике, науке воспитания и обучения. Все люди разные, каждый по-своему образован и воспитан, каждый по-своему смотрит на мир. Главная цель — помочь человеку обрести доверие к Богу, услышать Его Самого и научиться исполнять Его заповеди. В церковном учении и в жизни Православной Церкви есть главное, а есть второстепенное, есть то, что возвещает Сам Бог, а есть то, как Божии заповеди преломились в человеческой культуре. Безусловно, Благая весть иерархична в педагогическом плане, но вера во Христа и Его Церковь не может быть предложена кому бы то ни было, как система с разными уровнями доступа.

— Стоит ли молчать о проблемах, которые на самом деле существуют в Церкви? Все равно ведь люди узнают об этом из интернета. 

— Я уверен, что ни о чем нельзя молчать, другое дело, когда, как и по какому поводу говорить. Думаю, что самой правильной будет аналогия с семьей, которая живет в деревне, где все друг у друга на виду. При этом делать вид, что ты живешь как-то очень благочестиво, если на самом постоянно ругаешься с близкими, забросил огород и не ходишь на работу, совершенно нелепо. Умалчиванием и отрицанием ничего не выиграешь. Не стоит бояться признания своих недостатков, стоит бояться показать пример самооправдания и непокаяния. Если нас упрекнут в конфликтах в семье, лучшее, что может сделать христианин, сказать: "Это правда, что мы поссорились. Да, я был неправ. Мне больно из-за этого, я очень буду статься исправиться". Тогда и контекст восприятия чего-то проблемного, соблазнительного совершенно другой. Люди увидят правду не только в каких-то фактах, но и внутреннюю правду этого человека.

Читайте также: Правда о Церкви, которой нет в инете

Я совершенно уверен, что так же должно быть и по отношению к Церкви. Любой человек может ничего специально не вызнавать и при этом наверняка из своего опыта или опыта близких людей знать о чем-то недостойном христианской веры и жизни. Совсем не стоит скрывать или отрицать факты. Это недопустимо. Вопрос в том, как это оценивать, как и когда это обсуждать с людьми. Наверное, с острых тем не стоит начинать разговор о Боге, но и уходить от них, прятать голову в песок, если они возникнут, не стоит.

Я убежден, что миссионер должен не только уметь говорить о проблемах современных христиан, но и в свое время намеренно затронуть острые темы.

— Есть ли смысл говорить молодежи, что добрачные интимные отношения — грех? Ведь большинство молодых людей считают их вполне допустимыми.

— Это вопрос той правды, которую миссионер или служитель Церкви предлагает миру. Я уже говорил, что есть ряд тем, которые восходят непосредственно к первоисточнику, к самому Богу, к Слову Божию, к Священному Писанию, и эти темы скрывать как-то странно и абсурдно. Если есть какая-то ясная, недвусмысленная мысль, которую мы читаем в Евангелии, если есть что-то, о чем говорит Сам Господь Иисус Христос, то, конечно же, об этом мы должны говорить, не перевирая слов. Я против того, чтобы нелицеприятные, обличительные темы, если разговор о них зайдет, скрывались даже при первой встрече миссионера и его собеседника.

 

 

Вновь напомню об иерархии ценностей. Одно дело — говорить с человеком о супружеской верности или о девстве до брака как о нормах христианской жизни (которые все больше, правда, превращаются в идеал). Здесь не может быть двух мнений. И совсем другое — это говорить о традиционных для Русской Церкви дисциплинарных предписаниях или о разного рода мнениях авторитетных церковных писателей, к примеру о предписаниях по отношению к посту. Тут допустима, а часто и необходима меньшая категоричность. Вполне допустимо говорить, что человек может начать церковную жизнь и лишь со временем войти в ее дисциплинарную норму соблюдения постов. То же самое касается периодичности посещения богослужений: человек может сначала редко их посещать, потом начать это делать чаще, найдет какой-то свой ритм, соответствующий его семье, занятости на работе.

Главное для миссионера — не подменять Евангелие разного рода вторичными нормами и не забывать, что он Божий посланник, призванный помочь человеку встретить ни много ни мало Самого Бога, который есть Правда, Добро и Любовь.

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Автор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *