Хроника пикирующей авиации

Темы летных происшествий не выходят из новостных топов. В Домодедово ТУ-154 с тремя вышедшими из строя двигателями развалился при жесткой посадке. В Екатеринбурге "Боинг-737-300" совершил аварийную посадку из-за отказа систем навигации. В Минске "Фоккер-100" загорелся от трения крыла о полосу. Какая-то хроника пикирующей авиации, ей-богу.

Московский аэропорт "Домодедово" шокирован: дагестанский "Ту-154", у которого отказали все три двигателя, совершил жесткую посадку, выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы и, подскочив на неровностях почвы, переломился. По последним данным, два человека погибли (брат президента Дагестана и мать судьи Конституционного суда РФ) более 80 ранены.

Пострадавших разместили в ведущих федеральных клиниках. В рамках Межгосударственного авиационного комитета создана комиссия, которая будет выяснять технические причины аварии. Причины авиапроисшествия с лайнером 1992 года выпуска пока официально не называются. Как бы на всякий случа" возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного части 3 статьи 263 УК РФ ("Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена"). Если найдут конкретного "стрелочника" (то есть человека, на которого удобно будет переложить ответственность), ему грозит до семи лет лишения свободы.

Взволнованы и работники аэропорта "Внуково": именно оттуда вылетел лайнер, чтобы через несколько минут после отказа всех двигателей плюхнуться в "Домодедово"… "Ту-154" садился в очень непростых погодных условиях — на аэродроме в это время была неблагоприятная метеорологическая обстановка. Высота облачности — 180 метров. Скорее всего, говорят специалисты, экипажу не удалось заранее увидеть огни взлетно-посадочной полосы.

Почти сразу же после аварии в СМИ появилась и информация, что виновато топливо, которым во "Внуково" заправляли лайнер перед полетом — мол, ну не могли же все три движка выйти из строя одновременно. Проведен экспресс-анализ бочки, из которой было заправлено судно: да нет, все оказалось нормально, оттуда же заправлялись еще несколько самолетов.

Читайте также: Загадка катастрофы польского "Ту-154"

Власти Дагестана заявили, что семьям погибших будет выделено по 250 тысяч рублей, также материальную помощь получат пострадавшие: 100 тысяч рублей будет выделено получившим тяжелые увечья, 50 тысяч рублей — получившим увечья средней тяжести, 30 тысяч рублей — пострадавшим с легки травмами. Слабое утешение, прямо скажем.

Фото: AP

Вот как прокомментировал "Правде.Ру" ситуацию с "падением" российской авиации доктор технических наук Виталий Кабанов, который в 90-е годы прошлого века не раз принимал участие вработе комиссий по расследованию летных происшествий:

"Скажу сразу: по конкретному происшествию в Домодедово говорить пока рано — давайте дождемся хотя бы предварительных выводов официальных лиц. Но тут очень уместно вспомнить общие тенденции, которые наблюдаются в нашей российской авиации. Я бы даже сказал — в бывшей советской авиации, ведь наш авиапарк в значительной мере состоит из тех машин, которые и проектировались, и строились еще во времена СССР.

Есть такой термин, как усталость техники, усталость металла. То есть при превышении допустимых эксплуатационных показателей и норм очень трудно спрогнозировать, как поведет себя техника в тех или иных условиях. В советские времена конструкторы закладывали в авиационную технику такие мощные "поправки на дурака", что, казалось, сносу ей не будет. Однако машины стареют не только морально, но и, так сказать, физически. Если, например, в военной авиации можно говорить о своевременной сменяемости поколений летной техники, то в гражданской авиации такой картины не наблюдается. Отсюда и общие причины роста числа летных происшествий по вине техники.

Правда, и здесь есть нюанс: если военным летчикам в последние годы порой не хватает так называемого "налета", то вот в гражданской авиации с "налетом" часто бывают переборы. Летчики, бывает, превышают все возможные нормы нахождения за штурвалом. И, к сожалению, тут все понятно: гражданский воздушный флот у нас коммерческий, авиакомпании вынуждены увеличивать коэффициенты использования техники, чтобы не "вылететь в трубу". Вот и получается, что на "технический" накладывается еще и человеческий фактор риска. Контроль за показателями "налета" у нас, конечно, есть, но… Сами понимаете, в России живем! Мне знакомы системы медицинского и профессионального контроля пилотов крупных авиакомпаний США. Вряд ли там возможно, чтобы пилот не вылезал из-за штурвала по три-четыре рейса подряд — там все гораздо строже, чем у нас. Кстати, стоит отметить, что профессионализм российских пилотов ничуть не ниже, чем у пилотов лучших иностранных авиакомпаний".

Напомним, самолет "Ту-154" был разработан в ОКБ Туполева еще в 1960-е годы. Серийное производство началось в 1969 году. С 1980-х годов и до сих пор "Ту-154" — самый массовый отечественный среднемагистральный лайнер. Серийное производство продолжалось до 2005 года. Заменить его в настоящее время нечем.

Большинство самолетов, особенно "Ту-154", имеют большие сроки эксплуатации, им требуется замена. По мнению экспертов, последнее происшествие с отказом трех двигателей еще раз свидетельствует о том, что в России нужно срочно менять подходы в обеспечении безопасности полетов. Иначе аварийное пикирование нашей российской авиации просто неизбежно…

Читайте самое актуальное в рубрике "Происшествия"

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить