Соцсети и блоги себя переоценивают?

Владельцы Twitter пока отвечают отказом на предложения о продаже, которые, надо полагать, регулярно поступают в компанию. Всего за четыре года сервис микроблогов получил аудиторию в 175 миллионов пользователей и строит наполеоновские планы на ближайшее будущее. По крайней мере, цену в $2,5 млрд от Google владельцы Twitter сочли оскорбительной.

Оскорбились на предложение Google вожди твитттерян наверное и потому, что три месяца назад компания отклонила предложение о поглощении за $4 млрд. Вопрос только в том, стоит ли вообще эта компания таких денег?

"Востребованность Twitter несомненна, но остаются вопросы к его монетизации. Сервис пока не раскрывает свои финансовые показатели, однако по неофициальной информации, якобы украденной у Twitter, проект собирается получить в 2010 году выручку в $140 млн. А к 2014 году проект планирует добиться оборота в $1,54 млрд, прибыли в $1,1 млрд и расширить штат до 5,2 тыс. сотрудников. Аудиторию же создатели сервиса планируют увеличить до миллиарда человек", — комментирует аналитик "Инвесткафе" Георгий Воронков.

Но какой толк с этого миллиарда? Действительно, Twitter способен обеспечить мгновенный многотысячный интерес к какой-либо теме. Но наличие интереса еще не означает готовности купить что-то у того, кто купил эту заинтересовавшуюся аудиторию.

Куда более важен вопрос удержания этой аудитории, ее конверсии или повышения лояльности. Но откуда все это возьмется, если сам принцип твиттов не предполагает задержки внимания, это некий постоянный поток, бытие в информационном шуме?

А обычные социальные сети — это в первую очередь общение пользователей и пробежка по сервисам. Реклама, расположенная на периферии страницы, в лучшем случае оставляет пользователя нейтральным. И даже организация сообществ дает заметный выхлоп разве что в продвижении специфической онлайн-продукции. В остальном используются давно известные и зарекомендовавшие себя бонусно-скидочные методы, лишь встроенные в новый с технологической точки зрения коммуникационный механизм.

Ключевая проблема — оценка реальной коммерческой эффективности социальных сетей. Отрасль является достаточно новой, экспертиза затруднена, модели поведения аудитории только выстраиваются. Ставшие уже классическими оценки эффективности, основанные на количестве кликов, особых преимуществ социальных сетей не выявляют.

Читайте также: "Россияне без бренда в голове"

Фото: AP

Поэтому неудивительно, что профессионалы от социальных медиа призывают отказаться от "старых" показателей в оценке реальных возможностей соцсетей по управлению поведением потребителей. Однако никакой альтернативы они не предлагают.

"С весны Twitter начал предлагать некоторые рекламные продукты — такие как Twitter Promoted Tweets (реклама в результатах поиска), Promoted Trends ("подсвечивание" продвигаемых трендов), Promoted Accounts (размещение аккаунтов рекламодателей в Who to Follow). Предполагается, что размещение информации в Promoted Trends обойдется в несколько десятков тысяч долларов, по остальным продуктам информации нет", — отмечает аналитик "Инвесткафе" Георгий Воронков. Однако все это вариации на старые темы. Вопрос монетизации сетей остается открытым.

Поэтому и оценки стоимости скажем того же Twitter — это гадание на кофейной гуще. Тем паче что финансовые отчеты по микроблогам нигде не найти. Возможны лишь некоторые сравнительные оценки.

"Выручка индийской сети SMS Gupshup при наличии 35 млн пользователей составляет всего лишь $7 млн. Сеть основана в 2007 году, привлекла $37 млн инвестиций и пока не вышла на самоокупаемость. Поставить в один ряд 35 млн пользователей и $7 млн, полученной от них выручки, для понимания проблем монетизации соцмедиа стоит", — говорит Воронков.

"Популярнейший поисковик Google в 2007 году купил интернет-проект микроблогов Jaiku с базой почти в 2,5 млн пользователей за $12 млн. Таким образом, каждого микроблогера оценили в $4,8. Полагаю, что изменение "стоимости" пользователя справедливо сравнить с динамикой мирового рынка интернет-рекламы. Объем этого рынка в 2007-м году составил $45 млрд, в 2008-м — $51,6 млрд, в 2009-м — $56,7 млрд, в 2010-м — $61,8 млрд (здесь и далее прогноз Инвесткафе), в 2011 — $67,34 млрд. Исходя из этого, микроблогер ежегодно "дорожает" в среднем на 9,75% — в 2010-м году стоимость одного пользователя составляет $6,62, в 2011-м — $7,2. С учетом имеющихся 175 млн пользователей Twitter, стоимость сервиса в текущем году составляет $1,16 млрд", — подытоживает Воронков.

Интересно, какие слова найдут инвесторы после того, как пузырь соцмедиа лопнет, повторив судьбу доткомов в начале 2000-х, задается вопросом аналитик "Инвесткафе". О сходстве ажиотажа вокруг социальных сетей с пузырем доткомов говорит немало аналитиков. Впрочем, такой же, если не больший по численности отряд, этот пузырь раздувает.

Самое интересное в рубрике "Экономика"

Автор Сергей Николаев
Сергей Николаев — журналист, кандидат экономических наук, внештатный корреспондент Правды.Ру *
Обсудить