Между злыми родителями и добрым приютом

Многих взволновала душераздирающая история финского мальчика Роберта Ранталы, который сболтнул в школе, что дома его, бывает, шлёпают, после чего попечительские органы изъяли семилетнего ребёнка из "преступной" семьи и держали в приюте месяц, пока он не нашёл возможности сбежать домой.

Один видный блоггер самых либеральных взглядов даже пожалел сгоряча, что у нас больше нет танков, а то неплохо было бы двинуть их на Финляндию (мать у бедного мальчика — русская).

Представляю, сколько жизненных уроков получил этот Павлик Морозов. Главный урок, конечно, тот, что не надо ябедничать. Второй урок, что родители бессильны защитить его от тюрьмы и от сумы. Да что там родители, даже российский генконсул Александр Сверчков, как пишут в СМИ, пообещал соцработникам, что привезёт Роберта обратно в приют, так как опасается нарушать финские законы.

А родители мальчика — Инга и Вели-Пекки Рантала — намереваются просить политического убежища в России. Сбывается старая коммунистическая мечта: чтобы граждане западных демократий, замордованные тамошними свободами, просили политического убежища в CCCР.

И тут вспоминаются недавние дискуссии о возможном развитии в России ювенальной юстиции. Противники этого развития как раз и предостерегали от того, что под лозунгом заботы о детях власть возьмёт под жёсткий контроль семьи, будет ограничивать естественное право родителей не только на рождение ребёнка, но и на его воспитание в избранной ими системе ценностей. Закрепит за судом право решать, как надо воспитывать ребёнка и что для него хорошо.

А сторонники уже прикидывали, какая обширная образуется кормушка: ведь при ювенальном суде, который будет вершить судьбы детей и семей, смогут безбедно существовать толпы психологов, социологов и педагогов. Писать инструкции и методики, акты и заключения, контролировать очереди на усыновление тех детей, родители которых оказались нерадивыми воспитателями.

Современная демократия умеет плодить и умножать рабочие места. У нее один с сошкой, а семеро с ложкой. Старинная система хозяйства в России не могла себе такого позволить. Климат суровый, урожай всегда под вопросом, хозяйствовать можно было только артельно, когда большинство народа занято производительным трудом в поте лица, а на обслуживание выделялась лишь самая малая часть: стряпуха, прачка, учитель и лекарь. До ювенальной ли юстиции было нам. Дети росли в трудах, на подзатыльниках и зуботычинах. Традиция!

У каждого народа свои традиции воспитания детей. Индейца, например, воспитывают так, чтобы он не ведал страха и унижения. Маленькие японцы не знают запретов и ограничений, так что очень быстро и самостоятельно усваивают, на чём можно обжечься. Русская система воспитания приучает человека к унижению как к норме.

Особенно в последние десятилетия, когда родители издёрганы неуверенностью в завтрашнем дне, на детях зачастую вымещается вся накопленная фрустрация. Стоит очутиться в людном месте — непременно услышишь родительский окрик: "Я кому сказала!". Многим из нас приходилось стучать в стенку и ломиться в двери к соседям, чтобы защитить их плачущих детей от побоев.

Не хочется приводить здесь статистику детских смертей вследствие родительских издевательств, настолько она постыдна. И страшно, что ближние — зная, что творится за стеной, — оставили беззащитное существо без помощи.

С этим тоже что-то надо делать. У общества должно быть средство, чтобы приструнить таких родителей. И не только в вопиющих случаях. У нас не стесняются кричать на детей и даже бить их на улице, в общественных местах. Между прочим, против Инги Ранталы, живущей в Финляндии около десяти лет, возбуждено уголовное дело по статье "Мелкое избиение". Основанием для возбуждения уголовного дела стали показания школьной учительницы Роберта.

Конечно, когда мальчик оказался в приюте, с ним беседовали социальные работники и полицейские, пытаясь выяснить, била ли его мама на самом деле. Ребёнок давал путаные показания и просился домой. И это естественно.

Дети рвутся к родителям, даже к тем, которых официально лишили родительских прав. С самыми последними пьяницами детям всё равно лучше, чем в приюте.

Тем не менее, необходимо, чтобы родители помнили: издевательство над детьми не сойдёт им с рук. Лучше разобраться со случаем перестраховки социальных служб, как в Финляндии — и то я не думаю, что учительница могла сильно ошибиться в собственном ощущении правды, они хорошо чувствуют детей, — чем дать волю распоясавшимся родителям.

Автор Татьяна Набатникова
Татьяна Набатникова — советский и российский писатель, переводчик с немецкого языка *