Куда занесет российские вертолеты французский "Ветер"?

197837.jpeg24 ноября в Санкт-Петербурге пришвартовался французский вертолетоносец "Мистраль" ("Ветер"). Согласно заявлению его капитана Дидье Пьятона, 27 ноября корабль проведет маневры с участием российских вертолетов на Балтийском море.

По его словам, судно прибыло в Россию по приглашению командования ВМФ. Для того чтобы укрепить взаимоотношения флотов. Однако очень похоже на то, что Россия намерена приобрести "Мистраль".

Например, это судно стало объектом повышенного, весьма скрупулезного внимания со стороны наших инженеров, судостроителей и представителей ВМФ, которые 25 ноября подробно ознакомились с его устройством.

Впервые о возможности покупки "Мистраля" заговорили в октябре 2008 года. Тогда, во время Международного военно-морского салона "Евронаваль-2008", проходившего во французском Ле-Бурже, главком ВМФ России адмирал Владимир Высоцкий сделал сенсационное заявление с недвусмысленным намеком на подобную вероятность.

А уже позднее, 4 апреля нынешнего года, он же, рассказывая о планах развития отечественного ВМФ, упомянул и о необходимости иметь пять-шесть авианосцев. Вовсе не связывая ее с отечественным кораблестроением. Еще конкретнее высказался 19 сентября замминистра обороны РФ Владимир Поповкин:

"Мы хотим не просто закупить один или два корабля, мы покупаем и параллельно с ними договариваемся о том, чтобы производство такого класса кораблей началось в России. Это будет первый шаг, чтобы потом сделать на базе этого ту же самую авианосную группу, авианесущий крейсер".

Известно, что вертолетоносец "Мистраль" - корабль довольно крупный. Его водоизмещение - 21 тысяча тонн, длина - 210 м. Способен развивать скорость более 18 узлов (до 35 км в час) при дальности плавания в 37 тысяч км. На его борту находится 16 вертолетов.

Общая численность его команды, включая персонал, обслуживающий вертолеты, составляет 390 человек. Кроме того, вертолетоносец способен принять на борт 900 бойцов десанта, а также 40 единиц бронетехники или 70 автомашин.

Нужен ли нам "Мистраль"? И почему вдруг оказалось недееспособными отечественные строители военных кораблей? На эти вопросы "Правде.Ру" ответил 1-й вице-президент Академии геополитических проблем, капитан 1-го ранга Константин Сивков.

- Моё отношение к планируемой закупке "Мистраля" резко отрицательное. Ведь любой корабль покупается не просто так. Он должен быть встроен в систему вооруженных сил вообще и ВМФ, в частности, и иметь конкретное предназначение. Исходя из этого, необходимости в приобретении "Мистраля" нет.

Для чего он предназначен? В первую очередь, для высадки десанта с походами на дальние расстояния. Но куда мы собираемся высаживать десанты со столь крупного и уязвимого корабля? Дело в том, что его ПВО очень слабая. Она позволяет противодействовать лишь одиночным воздушным целям.

С французами всё понятно. Они строили подобные корабли на случай поддержки своей колониальной политики в Африке. А нам такой корабль для чего? Высаживать десанты в Латинской Америке? Нам бы свои территории удержать... Единственное направление, где теоретически он мог бы быть применен, это грузинское.

Но в случае вероятного конфликта с Грузией этот огромный и слабо защищенный корабль, в чьи задачи входит переброска десанта на дальние тысячекилометровые расстояния, не годится, учитывая географию сравнительно небольшого по площади Черного моря.

К тому же, там в настоящее время у нас имеется шесть десантных кораблей класса 775 и 1171, которые отлично справляются со своими задачами в черноморской акватории.

Кроме того, как наши, так и американские военно-морские эксперты дали "Мистралю" негативную оценку. Одна из причин в том, что при закладке этого корабля французы ставили себе задачей ускорить темпы его строительства. В результате сильно пострадали его боевые качества, включая управляемость.

Кроме того, его технологическая конструкция представляется изначально ущербной. Чего, например, стоит то, что трубопровод подачи авиационного горючего на нем проходит в районе камбуза (кухни)! Иными словами, конструкторы "Мистраля" "запрограммировали" этот корабль на возникновение пожаров.

В то же время все разговоры о том, что наши верфи не в состоянии строить подобные корабли, несостоятельны. До последнего времени мы успешно строили военные суда всех классов и успешно экспортировали их в другие страны. Например, эсминцы для Китая.

С другой стороны, если мы приобретем "Мистраль", то окажемся технологически привязаны к Западу. Характерный пример - Венесуэла, которая еще недавно покупала истребители F-16 в США. Когда отношения между двумя странами испортились, Вашингтон отказался поставлять Каракасу комплектующие, и очень быстро эти самолеты пришли в негодность.

Еще более показательный пример - Ирак 1991 года. Одна из главных причин проигрыша Багдадом "Бури в пустыне" - та, что на его вооружении находилось немало американских и французских ЗРК типа "Хок", "Кроталь" и "Роланд".

Перед началом операции их вывели из строя командой со спутников. Дело в том, что в современную боевую технику при ее производстве изначально закладывают специальные программы. Благодаря этому страна-изготовитель в случае необходимости может вывести поставленное ею оружие из строя.

Но следует и вот что иметь в виду. Если покупка французского судна обойдется нам, по разным данным, от 520 до 700 млн евро, то собственное строительство вертолетоносца потянет не более чем 150 млн евро.

Сергей Балмасов

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *